Режиссеры

Зона неопределенности

Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
Последнее время театральные постановки, особенно по современным пьесам, все чаще соревнуются в лаконизме, и вот уже продолжительность спектакля чуть больше часа не кажется обманом ожиданий – напротив, заставляет надеяться на концентрацию высказывания. Премьера “Стоиков” по прошлогодней пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дениса Азарова в МХТ имени А. П. Чехова – из числа таких лаконичных и внятных работ.

Эти стоики могли бы показаться циниками, если бы не были начисто лишены грубости, презрительного отношения к чему бы то ни было, не говоря уже об агрессии. Их четверо – девушка и юноша возраста 20+, женщина и мужчина возраста 40+. Несмотря на имеющиеся между ними родственные и зыбкие социальные связи, ведут они максимально сепарированное существование. Остался ли еще кто-то живой, помимо их четверки, с уверенностью не скажешь. Да и социум, регламентирующий их поведение, кажется здесь каким-то далеким инопланетным разумом, равнодушным искусственным интеллектом, представителем вселенной абсурда.

Пространство сцены разбито художником Николаем Симоновым на четыре узкие пенала-кельи, напоминающие вертикально выставленные гробы. Обстановка каждого оформлена унифицированно в стиле хайтек. Чуть выше этих модных закутков зависла стеклянная кладовая с разнообразными предметами прошлого, вроде проигрывателя, свадебного платья или рекламного плаката. Герои иногда по одиночке туда заглядывают, чтобы подержать в руках вещи, ассоциирующиеся с несбывшимся. Вдоль всей рампы тянется барная стойка, она милосердно отгораживает антиутопический мир от сегодняшнего зрителя. На ней продуманно расставлены темные винные бутылки и изысканные черные бокалы.

Живущие вместе юноша и девушка, как и ее мать с отчимом, никогда не оказываются в общем пространстве: приближаясь каждый в своем отсеке к барной стойке, они могут даже взяться за руки или передать один другому бокал или книгу, но стена неизменно их разделяет. Единственный допущенный на сцену и, судя по всему, в жизнь, цвет – серый. Художница по костюмам Мария Данилова одела героев в совершенно одинаковую, вплоть до обуви, серую прозодежду, смотрящуюся на молодых людях в исполнении Марии Фоминой и Павла Табакова современно и стильно, на старшей же паре, сыгранной Светланой Колпаковой и Александром Усовым, буднично и мешковато.

Единственная впущенная в повседневность картинка извне – мелькание экрана маленького телевизора, сообщающего, кажется, только о катастрофах: снова где-то рвануло, количество погибших, исчисляемое сотнями тысяч, стремительно растет, несколько самолетов с медикаментами уже вылетело, хотя ясно, что помочь не удастся.

В этой пьесе все нанизано на философию бессмысленности поступка. В обществе, вымышленном ли, реальном ли, вместе с планированием отменено практически любое действие – по причине глубокой его нерентабельности. Ни на что повлиять нельзя, ничего совершить невозможно, да и незачем, безусловный доход в загадочных денежных единицах (юниты подозрительно напоминают юани) все равно упадет на карту 10 числа каждого месяца. Остается протирать поверхности от пыли – странно, что она откуда-то еще берется, пить плохое вино и плохой виски, фотографировать на цветную пленку черно-белые объекты или бесконечно снимать камерой остановку на дороге, по которой раз в несколько часов проезжает машина, и выкладывать видео в канал, у которого стабильно ноль подписчиков.

Философию бессмысленности старший мужчина, из последних сил цепляющийся за свою работу спортивного журналиста и пишущий о бейсболе, которого фактически не осталось, величает стоицизмом. Впрочем, в определение “заботься только о том, что относится к твоей зоне ответственности, делай что должен, и будь что будет” бытие вносит существенную поправку – зона ответственности у героев отсутствует. Никто никому ничего не должен, делать решительно нечего, а потому философия новых стоиков, по Данилову, вырождается в “ничего не делай, и будь что будет”, она же – “живем и живем, посмотрим, может и дальше получится так”.

Вслед за пьесой с открытым финалом спектакль Дениса Азарова постепенно наваливается на тебя безысходностью погружения в пустоту. Он заставляет почти против воли анализировать уровень осмысленности той или иной своей деятельности и перебирать в памяти, сколько раз за последние годы ты был обречен мириться с пребыванием в зоне неопределенности, сколько раз обнаружил в жизни и в искусстве абсолютно глухие стены и признал, что попытка их преодоления – не твоя зона ответственности.

Оригинал статьи
Пресса
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022