Режиссеры

Как душа с телом расставалась

Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020
Спектакль «Сахарный немец» в МХТ им. Чехова навсегда войдет в историю как первая постановка по роману Сергея Клычкова на российской сцене. Позабытую прозу одного из самых ярких писателей начала ХХ века, родоначальника магического реализма, расстрелянного в 1937 году, перевел на театральный язык режиссер Уланбек Баялиев. Метафорический язык спектакля идеально совпал с поэтической непрямолинейной природой романа. Здесь лесная нечисть, черти и святые органично соседствуют с чудовищными реалиями Первой мировой войны и рефреном звучит духовный стих «Как душа с телом расставалась». На авансцене и в глубине сценической коробки друг за другом выстроены пустые кирзовые сапоги, во всю длину сцены вытянут деревянный вагон движущегося на всех парах поезда. Словно в вихре кружатся внутри этого деревянного ящика людские судьбы – потерявшего рассудок капитана Тараканова (Алексей Агапов), деревенской чувственной красавицы Пелагеи (Ксения Теплова) и ее горячо любимого мужа ефрейтора Пенкина (Дмитрий Сумин), лукавого дьякона Афанасия (Артем Волобуев), решившего сообщить царю, что больше не верит в Бога, и возлюбленной главного героя Клаши (Надежда Жарычева), выданной замуж за другого, пока он был на войне. Причудливый мир, где реальность сплетена с мифом и сказом, – это отчасти плод воображения деревенского паренька из старообрядческой семьи Миколая Зайцева по прозвищу Зайчик, альтер эго автора, передавшего герою романа события из собственной биографии и поэтический дар. В спектакле Зайчика играет дебютант Валерий Зазулин, наделивший своего героя детской непосредственностью, ранимостью, обаянием и нездешней хрупкостью. Поэт, попавший в жернова истории, словно сказочный Иван-дурак, всякий раз обманывает смерть, когда кажется, что весь мир рушится вокруг. Но в финале Зайчик совершает свой первый грех – убивает безоружного немца. И этот поступок навсегда делит жизнь героя на до и после. На землю приходит предвестница беды чернокрылая птица Сирин, с тех пор надолго поселившаяся на русской земле.
Пресса
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021
Петушки над гнездом кукушки, Вадим Рутковский, CoolConnections, 9.12.2021
На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020
«Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020
За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020
«Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019
Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019
Уланбек Баялиев: «Очень полезно болеть душой», Марина Токарева, Новая газета, 17.12.2019
«Сахарный немец» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 6.12.2019
В МХТ имени Чехова показали спектакль «Сахарный немец», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2019
Актеры МХТ приехали на родину писателя Сергея Клычкова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2019