Режиссеры | Любовное настроениеАлла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Когда после двухлетнего перерыва Гришковец вышел на сцену в своих новых моноспектаклях, стало заметно, как он изменился. В столице его провинциальный персонаж смесь хофмановского человека дождя с постсоветским интеллигентом-недотепой приоделся и постройнел (обретя славу, Гришковец, говорят, потерял 13 кг веса).А вот режиссер Гришковец по-прежнему крепко держится за амплуа дилетанта, «человека ниоткуда», который, опережая критиков, спешит назвать свои сценические находки пошлыми и сентиментальными. Драматург же Гришковец по-прежнему умеет взглянуть на мир глазами того ребенка, который в обществе тупых, фальшивых взрослых может заявить, что король голый. Потому его тексты всегда изобилуют «детскими» изречениями типа: «самое важное чувство чувство противоречия», «что-то стыдное вспоминаешь хочется лечь и занять как можно меньше места», «хорошо, что я умер из меня мог бы вырасти плохой человек», «хор мальчиков почти пингвины в своих черных костюмчиках»; а спектакли насыщены метафорами, известными каждому дошкольнику: бумажные кораблики, плавающие в тазу, мотылек, трепещущий на конце длинной лозы, игрушечные самолеты, летающие под потолком Говоря попросту, Гришковец апеллирует к тому ребенку, который сидит внутри каждого взрослого. (Это касается не только зрителей, но и актеров, с которыми он работает как режиссер.) Травестирование любого сюжета позволяет Гришковцу реабилитировать и глазах зрителя самые невыигрышные темы: спектакль «Как я съел собаку» был посвящен службе в армии, «Дредноуты» история морских сражений времен Первой мировой. Эти многословные, косноязычные рассказы спасает безупречная внутренняя драматургия (Гришковец профессиональный филолог), живой, «непрофессиональный» нерв рассказчика и его обезоруживающая откровенность: «Я прочитал все эти факты, и мне с ними надо как-то жить » Эффект у этих рассказов психотерапевтический. В «Дредноутах» Гришковец излечил нас, перекормленных советскими фильмами, от стыда перед фразой «Умираю, но не сдаюсь» так же легко, как в другом спектакле избавил от запредельного ужаса перед рассказами Эдгара По, наполнив их мягким, сострадательным юмором. Свою постановку в Новом Рижском театре он назвал «по По». Развесил над сценой колокольчики, среди которых бродит огромного роста актер персонаж рассказов По. Прирожденный убийца жалуется, что терпеть не может звука колокольчика, просто звереет. И вот уже зрители трепещут не от кошмарных сюжетов, а от сопереживания этому верзиле: а ну как заденет колокольчик. .. Но Гришковец милосерден колокольчики оказываются без язычков. (Когда в финале он дергает их все по очереди, а они молчат, в зале начинают плакать.) После «Дредноутов» и «по По», показанных на недавнем фестивале “NET”, впору было заговорить о еще робком, но тончайшем режиссерском вкусе и стиле. Гришковца хотелось называть не новым сентименталистом или новым романтиком, как определяет себя он сам, а гуманистом, сполна наследующим все традиции великих русских писателей. И тут вдруг, на пресс-конференции перед спектаклем «Планета», Гришковец, расставшись с маской добродушно-заискивающего дилетанта, сердито глядя на журналистов и морщась от их вопросов, заявил, что нынче находится под впечатлением фильма «Любовное настроение»; что хоть он и не собирается менять свою излюбленную интонацию, все же его персонаж повзрослел и устал настолько, что придумал спектакль о любви и одиночестве, сыграть который решил в паре с одной из самых красивых молодых актрис Анной Дубровской. Но безболезненно повзрослеть Гришковцу не удалось. Во взрослом спектакле изречения в стиле «А король-то голый» смотрятся нелепой инфантильностью, когда же Гришковец пытается переходить на несвойственный ему язык взрослых, возникают избитые афоризмы типа: «Любовь в этом городе похожа на короткие штыковые атаки». Название и тема его спектакля перекликается с «Планетой людей» Экзюпери: любовь и одиночество в огромном городе на огромной планете. Здесь есть красивая и явно не одинокая женщина, за которой открыто подсматривает герой, а вместе с ним и зрители. Есть желтая люстра, клетчатый плед и тюлевые занавески (художник Лариса Ломакина) чтобы вид чужого уюта оттенял одиночество героя, а заодно и сидящих в зале. Есть ее забавная болтовня по телефону и его трогательные сетования: «Меня нет в жизни этой женщины». Есть немецкое слово “Das Liebe”, которое, по версии Гришковца, невозможно произнести по-русски. Но нет Любви. Чтобы говорить на театре «про это», надо обладать либо невероятным эксгибиционизмом, либо большим актерским профессионализмом. Первое противоречит природе Гришковца, любящего полуслова и тени, избегающего локальных красок и откровенных определений. Второго он пока не достиг. Оттого все, что он делает в «Планете», носит оттенок неискренности. И вот уже разваливается громоздкая словесная конструкция, и ненужными становятся прелестные сценические находки, и Гришковец кажется бесконечно повторяющим самого себя. Впрочем, в «Планете» есть момент подлинной тоски по несбывшемуся. Об утерянном счастье думаешь, слушая поэтичный монолог Дубровской (Гришковец попросил, чтобы актриса придумала свой текст сама), вместо love story внезапно ушедшей в детские воспоминания: оказывается, в 8 лет девочки мечтают о свадебных платьях. Они собираются вместе и расхаживают друг перед другом, нарядившись в тюлевые занавески. А вот когда вырастают и дело доходит до настоящей свадьбы, то платья уже не нужно у невесты хватает проблем и без него Спектакли Евгения Гришковца обычно появляются парами во втором он досказывает то, что недооформилось, не поместилось в первом. Поэтому спектакль «Как я съел собаку» был намного интереснее, чем «ОдноврЕмЕнно», вышедший позднее. За последний месяц Гришковец показал Москве не две, а целых три постановки. Третьей стала «Планета», из которой ее создатель, по собственному признанию, изъял замечательный рассказ про хор мальчиков, поющих про любовь и одиночество про все то, чего эти мальчики знать не могут, а вот когда вырастут и узнают, уже не смогут петь, и перенес в «Дредноуты», премьера которых состоялась раньше. Может быть, он попросту обокрал «Планету»?.. Ну и ничего страшного. Таланта у Гришковца от этого не убавилось. Просто “Das Liebe” он пока еще не выговаривает. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |