Режиссеры

В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита

Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
Многие помнят музыкальный спектакль «Ханума», поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Ленинграде в 1970-е. Кто-то видел его вживую, кто-то — по ТВ. В МХТ им. Чехова историю о том, как две свахи наперегонки пытаются женить старого князя и заодно выяснить, кто из них лучшая, поставил ученик легендарного режиссера Виктор Крамер. Впрочем, копировать мастера, говорит он, не собирался — оригинальную пьесу Авксентия Цагарели для Художественного театра значительно переработали. Она будет идти в другом переводе, с новыми диалогами и песнями. Потому и название — «Авлабар, или Новая Ханума».

Тот, кто видел спектакли Виктора Крамера, знает: в каждой постановке он создает свой уникальный мир. Вспомнить хотя бы «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в том же МХТ или «Музыку серебряных спиц» в петербургском Мюзик-Холле. Всё там словно на другой планете. Вот и Авлабар, конечно, вынесен в название не случайно: здесь это не просто торговый квартал Тифлиса, а притчевое, почти сказочное пространство, с первых же сцен располагающее и манящее к себе. Создать такое место, где можно укрыться и снова почувствовать себя ребенком, было для авторов спектакля едва ли не важнее, чем напомнить знакомый сюжет.

 — Мира пьесы Цагарели с его простыми радостями, естественными страстями, с конфликтами, которые легко разрешаются, в реальности не существует. Жизнь стала другой. Но нам важна эта мечта — о неком удивительном мире, где все всегда заканчивается хорошо, и наша фантазия тут важнее реальности, — отмечает режиссер. — Вместе с радостью от этого уютного мира зритель должен ощутить и его хрупкость, понять, как легко мы можем его разрушить. В этом один из главных наших посылов.

Хрупкость Авлабара красочно иллюстрирует сценография — домики скучковались на огромном валуне, который, в свою очередь, стоит на маленьком-маленьком камушке. Помните мультфильм Константина Бронзита «На краю земли»? Одно неловкое движение — баланс нарушится, и всё сорвется в пропасть… Равновесие вообще очень важное понятие в этом пространстве: для соблюдения равновесия, собственно, и нужна Ханума — в этом сваха уверена. Об этом и поет: «Каждой бабочке по цветочку, каждой петельке — по крючочку»… Словом, все должны найти свою пару — иначе нельзя.

Хануму играет Ирина Пегова — у ее героини длинные чернющие косы, но в то же время она в брюках, да и накидка напоминает скорее мужскую черкеску. Актриса объясняет, что Ханума, по сути, на нейтральной территории между женщинами и мужчинами: «Ее дело — придумывать парадоксальные ходы, чтобы свести людей, а сама она не замужем. Может, не успевает, но, скорее всего, боится влюбиться». По словам Пеговой, эта роль стала для нее работой на сопротивление: «Я была в ужасе, потому что не умею говорить с акцентом, абсолютно не умею пародировать людей».

А вот Артур Ваха, наоборот, сразу нашел общий язык со своим персонажем — прокутившим все князем Васо Пантыашвилли, которого и пытаются выгодно женить: «Во мне все это есть — детскость этого взрослого человека, безрассудство, постоянные сомнения». Кстати, в очередь с актером князя Васо будет играть Юрий Стоянов, а вот сваху-соперницу — Кабато — воплотит на сцене Янина Колесниченко.

В спектакле много музыки и песен — от колоритного грузинского многоголосья до трогательных ностальгических баллад. А еще много завораживающих эффектов. Двигающиеся по сцене облака-барашки под присмотром подпирающих небо пастухов зритель точно не забудет, как и «воздушный шар», на котором откуда-то сверху спускается Ханума, — шар этот на самом деле одно огромное хинкали… В деталях можно рассматривать костюмы — их создала художник Евгения Панфилова. Тут и вышивка, и монетки, и бахрома, и накидки, словно из пестрых ковров.

Все это служит главной цели — подарить зрителю радость и праздник. Поэтому даже финал у «Новой Ханумы» чуть иной. Какой? Узнаете на спектакле — ближайшие показы 29 и 30 мая. Одно можно сказать точно: все закончится хорошо!

Справка «РГ»

«Ханума» — пьеса Авксентия Цагарели, написанная в 1882 году. Спектакль «Ханума» Георгий Товстоногов поставил в БДТ в 1972 году. Текст пьесы Цагарели был актуализирован Борисом Рацером и Владимиром Константиновым, музыку для постановки написал Гия Канчели. «Ханума» стала одним из самых популярных спектаклей БДТ, выдержала более 300 представлений. 

Оригинал статьи
Пресса
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Игра воображения на сцене МХТ, Вадим Верник, Ok!, 2.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер — о новом спектакле “Враки” в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021