Режиссеры | Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубеОльга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 Для театроведов головоломка, для театральных директоров головная боль: почему в одно и то же время, независимо друг от друга или, напротив, испытывая острую зависимость от чужих идей, появляются в афишах разных театров одинаковые названия. Первые ищут, какие черты реальности отразились в театральном зеркале, вторые считают, сколько потенциальных зрителей не дойдет до их премьеры, ведь далеко не всем хочется дважды идти на одно и то же название. Как бы то ни было, на повестке дня редкая «птица» на театральном горизонте «Крейцерова соната». Михаил Пореченков уже играет Позднышева на Малой сцене МХТ, а Андрей Заводюк готовится к премьере Театра им. Пушкина. «Крейцерову сонату» в МХТ поставил сын Юрия Яковлева Антон. Молодой режиссер, а главное, молодой человек взглянул на морально-нравственный манифест позднего Льва Толстого именно глазами молодого человека. В горячечный рассказ женоубийцы Позднышева Толстой вложил свои взгляды на брак. Режиссер же смотрит на своего героя с мучительным интересом до чего же все-таки может довести себя человек. «Крейцерову сонату» стоило бы поставить хотя бы для того, чтобы Михаил Пореченков сыграл Позднышева. Его игра резкое сочетание физической мощи, тяжелого рокота страстей и души, по-своему незрелой и робкой, попавшей во власть запутанного клубка комплексов. Вот Позднышев, с графоманской кипой исписанных листов, кается в молодецких походах в публичный дом, с настойчивостью эксгибициониста сует в руки будущей жены свой красноречивый дневник, чтобы тут же струсить и потянуть дневник назад. А вот он уже сочиняет в голове сюжет про измену жены, ревнуя ее и к подтянутому скрипачу Трухачевскому (Сергей Шнырев), и к самой музыке, чтобы тут же стать заложником своей сильной, как наркотик, фантазии. С первого раза. Психоаналитику пришлось бы здорово повозиться с таким пациентом, а в том, что Позднышев именно пациент, не герой, сомнений быть не может. Актер демонстрирует какой-то особый класс игры холодную страсть небольшого, но упрямого ума и горячку поступков, ни тени симпатии к своему герою, но и ни грамма карикатурности, все страшно серьезно. Как тот врач, что сам себя оперировал, он бесстрашно препарирует мужские душевные изъяны. Женщинам Лизе (Наташа Швец) и ее сестре (Ксения Лаврова-Глинка) режиссер дал право голоса, точно вывел из-под влияния и интерпретаций Позднышева. Замужество младшей представляется обеим поначалу увлекательным приключением. Но жизнь быстро, слишком быстро все расставляет по своим местам: короткая свадебная эйфория и быстрое осознание, что двое совершенно чужих друг другу людей оказались навеки связанными в разряженном воздухе пустоты. Тоскливую «мелодию» этой пустоты однажды прервет горестный, как у раненого хищника, звук тубы (оказывается, Михаил Пореченков учился играть на этом самом низком из медных инструменте). Бойтесь пустоты это питательная среда для агрессии, поучает этот спектакль. Вот и Льву Толстому не дано было предугадать, как отзовется его слово через сто лет. Пресса Токийская публика восторженно встречает спектакль «Дуэль» МХТ имени Чехова, Ксения Нака, РИА «Новости», 29.05.2024 МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015 Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015 «Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010 Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010 Композитор Александр Маноцков о спектакле «Крейцерова соната», Ольга Коршакова, радио «Культура», 8.02.2009 Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 |