Режиссеры | Дьякон не зря секундантом былЕлена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 Повесть о плохом хорошем человеке на Малой сцене поставил Антон Яковлев. Спектакль добротен, тщательно выделан, в нем есть те «скромность и джентльменски покойный тон», которые так ценил Чехов (по крайней мере герой его «Скучной истории») в трудах русских ученых-естественников. Бенефисная роль у Дмитрия Назарова, доктора Самойленко.Белая декорация сценографа Николая Слободяника и дощатая пристань жаркого и малярийного городка на Кавказе, и дома конфузливых, измученных рефлексией «колонизаторов» края. Едет прелестная и смешная повозка купца Ачмианова, полная кружевных зонтиков и летних шляп, щедро расписанная горными красотами. Бритоголовые коренные жители в выцветших халатах молча бьют камень, странно соответствуя реплике дьякона Победова (Валерий Трошин): «Вот вы все… постигаете слабых и сильных, книжки пишете и на дуэли вызываете… а из Аравии прискачет на коне новый Магомет с шашкой, и полетит у вас все вверх торамашкой, и в Европе камня на камне не останется». Но на сцене 1891 год. На коне и с шашкой прискачут еще нескоро. Серьезными проблемами русской жизни кажутся желчная и нервическая лень Лаевского (Александр Усов), волчья четкость фон Корена (Евгений Миллер), заеденного безответственностью внуков Печорина и Рудина, сияющая дамская дурь Надежды Федоровны (Елена Панова): «Как это можно серьезно заниматься букашками, когда страдает народ?». Собственно… из-за них, голубчиков (и на них, голубчиков, всею тяжестью), Отечество и полетит «вверх торамашкою». Но это твердо поймет автор «Трех сестер». А «Дуэль» написана молодым Чеховым в редком для него жанре идиллии. Тут он еще надеется возделывать и осушать малярийные болота душ с перемежающейся лихорадкой самоедства медленно и методично, как насаждают сады и виноградники на трудной земле. Тут Чехов сам колонизатор, его зона рискованного земледелия «мыслящая Россия», его семена твердых сортов покаяние, примирение, труд (долгий и суровый, как гребля на веслах в шторм в финале повести). С ним нелепый юный дьякон с бычками на кукане, счастливый любой жизнью (чего вообще-то русский человек не умеет), воистину пришедший напомнить о Христе дуэлянтам. И неистощимая доброта, медвежий уют, глубокая русскость доктора Самойленко. (Игра Дмитрия Назарова так органична, что просится простодушное «Как живой!».) Это и показано в трехчасовой «Дуэли» с сохранением всех споров и идей. «Крейцерова соната», предыдущая постановка Антона Яковлева в М. Х. Т. , резче уходит в своеволие театральной суггестии, в лепку своего мира своими средствами. Особо там хорош финал, серебряный блеск и олений рев тромбона: на нем играет, с ним борется, его любит Позднышев (Михаил Пореченков). У Толстого, натурально, о тромбоне ни слова но переплавка текста в театр имеет свои права. В замечательно добротной (даже в малых ролях) «Дуэли» Яковлев этими правами не пользуется. Чехов тут точно перечитан вслух при свете софитов. «Россия-которую-мы-не-читали» для режиссера важнее воли к самовыражению. …То ли это недостаток премьеры, то ли некий личный жест. Вроде каждодневных двенадцатичасовых трудов Лаевского в финале повести. Пресса Токийская публика восторженно встречает спектакль «Дуэль» МХТ имени Чехова, Ксения Нака, РИА «Новости», 29.05.2024 МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015 Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015 «Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010 Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010 Композитор Александр Маноцков о спектакле «Крейцерова соната», Ольга Коршакова, радио «Культура», 8.02.2009 Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 |