Режиссеры | Тяжелое дыханиеАлиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Режиссер Антон Яковлев ставит в МХТ имени А. П. Чехова уже второй спектакль на классическом материале. В минувшем сезоне он выпустил «Крейцерову сонату» Льва Толстого, теперь же - чеховскую «Дуэль». Оба спектакля схожи как серьезным, уважительным отношением к первоисточнику и грамотной инсценировкой с сохранением основных лиц и событий, так и качественными актерскими работами, на которых держится все действие. Ансамбль в «Дуэли» получился слаженный, все психологические нюансы сюжета умело подчеркнуты режиссером. Удачная атмосфера: лениво-жаркая и при этом нервозная, романтичная и пугающая пустотой. А основной темой становится одиночество. Как единственный путь человека, его беда и его спасение. Яковлева в меньшей степени интересуют социальные мотивы повести, он ставит во главу угла душевные переживания героев, основывая на этом логику спектакля. Художник Николай Слободяник выстроил на сцене конструкцию, напоминающую причал: деревянный помост, перевернутая лодка, по периметру гирляндой висят канаты, сбоку притулился столик, как на террасе летнего кафе. И за будничным чаепитием будут, как и полагается у автора, «разбиваться судьбы», а за обедом поведутся философские разговоры о смысле жизни. Все спокойно, как бы между делом, но при этом остро и больно. А образ причала дает чувство временности жизни, ее конечности. В самом начале спектакля Лаевский, ухватившись за канаты, повиснет на них, словно тряпичная кукла, а потом будет яростно, отчаянно раскачиваться, будто хочет сорваться в бездну. Этот эпизод точно передает сумбур, творящийся в душе у героя, его неуравновешенность и тоску. Лаевский измучен, ему так хочется взлететь, почувствовать себя свободным. Живым. Счастливым. Но это невозможно, и он прекрасно это осознает ведь дело даже не в неудачно закончившейся любви к Надежде Федоровне, причина в нем самом. Основное противостояние Лаевского и фон Корена передается деликатно, на полутонах. Они просто слишком разные люди, чтобы спокойно уживаться в одном пространстве. Когда-то непохожесть заинтересовала и сдружила их. Но всем известно, как недалеко от любви до ненависти. За глаза обличая друг друга, они делают упор на общественной значимости противника. За словами остается главное. Личное. Лаевского играет Александр Усов, фон Корена приглашенный из Театра Табакова Евгений Миллер. Оба превосходно вписываются в нужный типаж. Особенно Усов, на чьем счету наибольшее количество удачных моментов в спектакле. Чего стоит одна только сцена ночи перед дуэлью, когда Лаевский Усов затихает и обреченно смотрит в зал, и столько тоски и безысходности в его взгляде. И тут же - шквал нежности, любви к внезапно появившейся Надежде Федоровне, и так красиво они смотрятся вместе. Лаевский получился у Усова персонажем трагическим, он мучается от своей непохожести на других, от порывов к лучшей жизни, от стремлений, которым не суждено сбыться. Миллер же в роли фон Корена напоминает другого своего персонажа Базарова из «Отцов и детей». Такой же насмешливый, высокомерный, непробиваемый. Кажется, ему чужды любые человеческие проявления. Вроде бы он умен, целеустремлен, адекватен. Но возникает ощущение, что втайне он завидует Лаевскому, у которого вся душа нараспашку. Правда, в целом образ фон Корена получился хоть и внятным, но несколько однообразным. Мощный Дмитрий Назаров, сыгравший всепрощающего доктора Самойленко, несмотря на свой неукротимый темперамент, отлично вписывается в общую акварельность. Его Самойленко мирный, земной и добрый, он мыслит простыми категориями и очень хочет, чтобы всем было хорошо. И затянувшаяся ссора Лаевского и фон Корена расстраивает его, будто собственная беда. Мужская компания в спектакле вообще очень хороша. Удачно сделаны не только главные образы, но и второстепенные. Ни одного лишнего, проходного персонажа. Дьякон Победов (Валерий Трошин) словно бы сознательно остается в тени, а меж тем его присутствие важно. Он вроде бы и полностью на стороне фон Корена, интересуется, даже восхищается им. Однако есть у него и своя правда, и свое понимание конфликта. Неспроста именно дьякон срывает дуэль, причем совершенно сознательно, не от испуга даже, а от потребности решить эту ситуацию иначе. Что, как известно, и происходит в результате. Хотя финал счастливым не назовешь. Очень страшным выглядит Кирилин у Алексея Агапова. Прямая спина, резкие движения, мечущий молнии взгляд из-под фуражки. Натянут, как струна, вот-вот жди взрыва. С таким лучше не спорить. И женщине, попавшей в его силки, нет смысла надеяться на спасение. У таких людей весьма специфические понятия о совести: хорошо то, что удобно и правильно исключительно для них. А другой поклонник Надежды Федоровны, юный Ачмианов (Олег Савцов), кажется на первый взгляд милым и беспечным, однако привязанность к даме сердца и у него становится опасной. Надежда Федоровна получилась у одной из самых красивых актрис МХТ Елены Пановой одновременно романтичной и роковой. Нервная, воздушная, в изящных оборочках, она, кажется, вот-вот растает в воздухе, как видение. В ней нет порочной соблазнительности. Но ее хрупкость и болезненность притягивают, как магнит. Причем не только почитателей, но и недоброжелателей: незащищенность так очевидна, что провоцирует нападение. Неспроста так резка с ней праведная Марья Константиновна (Ольга Васильева), так жестки мужчины. Она совсем одна на всем свете, и выстоять хотя бы для того, чтобы просто жить, получается с трудом. Они с Лаевским очень похожи, оттого он напуган ею - слишком явственно иллюстрирует она его собственные слабости и душевные особенности. Финал оставляет их общую судьбу открытой, позволяя одинаково прогнозировать и тихое счастье, и медленное умирание. Пресса Токийская публика восторженно встречает спектакль «Дуэль» МХТ имени Чехова, Ксения Нака, РИА «Новости», 29.05.2024 МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015 Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015 «Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010 Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010 Композитор Александр Маноцков о спектакле «Крейцерова соната», Ольга Коршакова, радио «Культура», 8.02.2009 Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 |