Режиссеры | В МХТ им. Чехова снова поставили ЧеховаОльга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 В ПОСЛУЖНОМ списке Антона Юрьевича Яковлева две альма-матер (Школа-студия МХАТ и Высшие режиссерские курсы) и примерно поровну работ в кино и театре. В МХТ им. Чехова он выпустил уже второй спектакль, который вольно или невольно вступает на территорию, уже, казалось бы, занятую в сознании зрителя культовыми фильмами.Первый раз это была «Крейцерова соната», теперь чеховская «Дуэль», которой не избежать аналогий с «Плохим хорошим человеком» Иосифа Хейфеца, с актерской дуэлью Олега Даля и Владимира Высоцкого, получившего за роль фон Корена приз в Таормине. Яковлев, кажется, вовсе не ставит перед собой цель полемизировать с фильмом, не чурается каких-то повторов. Да и почему бы не повторить, к примеру, длинноволосый облик дьякона Победова (Валерий Трошин) этого хиппи православной церкви с непобедимым бесенком живого любопытства в крови. Или опрятный облик фон Корена (Евгений Миллер) пародию на тезис, что в человеке все должно быть прекрасно. Или физическую боль доктора Самойленко (Дмитрий Назаров), оказавшегося между молотом и наковальней между непримиримыми врагами, каждого из которых он так хорошо понимает, да и попросту любит. Но история у него получается все равно другая. Занавес из канатов, за которым ничего не скроешь, и скрипучая галька под ногами. Ни деревца, ни намека на тень жара, Кавказ, чужая земля. Воздух звенит от зноя, от заунывных звуков саза, от винного дурмана. Анатолий Белый Лаевский выстраивает свою игру на физиологическом состоянии взвинченных нервов, которые расшатывает все: духота, вино, притупленные желания, необходимость принимать самые важные в жизни решения, когда не можешь сосредоточиться на самой плевой работе. Душевная кардиограмма Лаевского почти полностью совпадает с атмосферными явлениями безжалостной природы. Истерический припадок приходится на пик духоты. Во время грозы он становится невольным свидетелем «измены» Надежды Федоровны. И точно вспышка молнии, озарившей каждую мелочь, он прозревает тоску этой женщины, ставшей нелепой и ненужной от его равнодушия. Послегрозовая прохлада дарит ему просветление мыслей и чувств, финальное приближение осени долгожданный покой. Его антипод фон Корен, напротив, метеоустойчивый субъект. Природа для него не катализатор душевных переживаний, а высшее проявление разума. Оправданно все то, что естественно, включая естественный отбор. Твердой походкой герой Евгения Миллера идет к логическому завершению своей теории необходимости очистить природу и выстрелить в слабое, вредное, заразное существо, в Лаевского. Из последних сил он заставляет себя целиться в человека, который только что выстрелил в воздух. И промах, спровоцированный криком дьякона, не приносит ему облегчения: фон Корен честен перед собой и твердо знает сегодня он стрелял именно в человека. И простить себе это невозможно. «Дуэль» мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. Елена Панова привычно хорошо (или хорошо, но привычно) играет святость в облике порока. А вот Ольга Васильева в роли попадьи становится одним из главных открытий, сыграв гротескную и очень узнаваемую персону, изнывающую от зависти к чужой любви, источающую злобу под прикрытием сердобольности. И все же не любовная история, а мужская дружба становится главным мотивом этой «Дуэли». Дружба, которая не сложилась, возможность, упущенная навсегда, пролистанная страница, на которой было написано самое важное. Пресса Токийская публика восторженно встречает спектакль «Дуэль» МХТ имени Чехова, Ксения Нака, РИА «Новости», 29.05.2024 МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015 Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015 «Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010 Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010 Композитор Александр Маноцков о спектакле «Крейцерова соната», Ольга Коршакова, радио «Культура», 8.02.2009 Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 |