Музыка

«19.14». И смех, и слезы, и война

Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
Казалось бы, можно ли рассуждать о серьезных проблемах любой войны в столь несерьезном жанре, как кабаре? А именно его предлагает зрителям автор спектакля, молодой актер МХТ имени Чехова Александр Молочников. Оказалось, можно. Ведь пока в любые времена случаются кровавые катаклизмы, все те, кто в них не участвует, продолжают жевать рябчиков, закусывая ананасами, и развлекаться под милые попсовые песенки.
Молочников, ставший автором и режиссером «19.14», обратился к теме Первой мировой – войне полузабытой, отметившей столетний юбилей. И обнаружил в ней вещи симптоматичные для войны как таковой, почти символические, с завидным постоянством повторяющиеся. Хотел, видимо, взглянуть на это с пародийным настроем, а получилось всерьез, хотя и без назойливой дидактики. Его собственные тексты смонтированы здесь с зонгами Дмитрия Быкова, положенными на музыку Романа Берченко. А все действо помещено в кроваво­красное пространство с легким занавесом, мигающими лампочками и вместительным кубом, подвешенным над подмостками (сценография Николая Симонова).
На подмостках – актеры­комедианты, с легкостью меняющие маски и принимающие условия игры «в войну», и конферансье­заводила (Артем Волобуев). Россия, в войне, как известно, участвовавшая, в этом спектакле пока «спит», зато французы и немцы уже на боевых постах. Впрочем, еще до этого они заняты привычными делами: французы, разбившись на супружеские парочки (Светлана Иванова­Сергеева и Ростислав Лаврентьев, Артем Быстров и Софья Райзман), пьют шампанское, рассуждая о нецелесообразности бойни. Немцы, отец и сын (Евгений Сытый и Павел Ворожцов), куда более патриотичны и готовы к выступлению. 
В окопах все переменится, абстрактные рассуждения сменятся озлобленностью и выстрелами без раздумий. Но как забыть внезапную встречу двух ученых – Гюнтера (Юрий Кравец) и Доминика (Р. Лаврентьев) из вражеских лагерей, обещавших друг другу встречу «в шесть часов вечера после войны»? Случайный выстрел – встреча не состоится. Здесь любой попадет в страшную мясорубку, которая даже и выпустит обратно, но перемелет до неузнаваемости, сведет с ума, заставит забыть привычную речь. И запомнится последняя страшная песня полубезумного Жака – Быстрова. О том, что все способно повториться и вряд ли это можно остановить…

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 12, 2014 г.).
Пресса
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014