Музыка

«Зойкина квартира», «Собака на сене» и «Авлабар, или Новая Ханума»: самые яркие премьеры столичных театров

Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 25.05.2023
Столичные театры продолжают радовать зрителей, разнообразие премьер способно удовлетворить запросы даже самых искушенных. Водевиль «Авлабар, или Новая Ханума» в постановке Виктора Крамера на сцене МХТ имени Чехова и комедия «Собака на сене» режиссера Александра Коручекова в Московском Губернском театре подарят легкость и смех, а «Зойкина квартира» Евгения Писарева в Театре имени Пушкина заставит задуматься о хрупкости придуманных миров.

Каждой бабочке по цветочку, или Грузинский водевиль

В МХТ имени Чехова состоялась премьера музыкального спектакля «Авлабар, или Новая Ханума» Виктора Крамера. Создатели предлагают зрителям путешествие в солнечный Тифлис.

Авторы постановки умело обращаются с культурными особенностями Грузии. Все персонажи говорят с характерным акцентом и одеты в традиционную одежду — платья с длинными рукавами, а мужчины носят папахи и ахалохи (распашной кафтан. — «ВМ»), подчеркивающие их широкие плечи. Впечатления дополняют узнаваемые элементы грузинской культуры, которые используют в сценографии. Сваха Ханума (Ирина Пегова) эффектно появляется перед зрителями, спустившись с колосников на качелях в виде хинкали, а ее таинственная кандидатка в невесты выходит из раскрывшегося алого граната. Шашлыки на докрасна раскаленных шампурах, которые готовят для дорогих гостей в доме купца, тоже заставят зрителей вспомнить о кавказской кухне… Но смысл спектакля совсем не в том, чтобы показать гастрономические изыски.

В основе постановки — водевиль Авксентия Цагарели о хитроумной свахе, для которой свадьбы не ремесло, а предназначение. Создавая гармоничные браки, Ханума сохраняет равновесие в хрупком мире. Его нестабильность визуально отражается в декорации, созданной режиссером Виктором Крамером. Все события происходят на фоне необычной конструкции — на маленьком камушке, вопреки законам гравитации, удерживается огромный валун, где стоят небольшие домики.

Шаткая конструкция падает, когда влюбленным мешают быть вместе, и все герои, как атланты, бросаются удерживать ее, постепенно разбираясь в том, кто на ком женится.

А прояснить это непросто — пока смешливая Ханума старается соединить тех, кто испытывает настоящие чувства, ее конкурентка Кабато (Янина Колесниченко), наоборот, хочет женить старого князя Васо (Артур Ваха / Юрий Стоянов) на молодой красавице Соне (Елизавета Ермакова / Софья Шидловская), разлучив ту с возлюбленным Котэ (Арсентий Журид / Даниил Феофанов). В отличие от Ханумы, ее волнует лишь гонорар да шанс стать самой престижной свахой в Тифлисе.

Учитель Виктора Крамера Георгий Товстоногов тоже ставил по этой пьесе спектакль, ставший ярким событием театральной жизни 1970-х. Но время изменилось, поэтому для постановки в МХТ сделан современный перевод, а композиторы Сергей Чекрыжов и Дмитрий Чувелев написали другую музыку, и теперь спор Ханумы и Кабато выглядит как рэп-батл. Хотя новые художественные решения здесь касаются только формы. Главная мысль остается неизменной — «брачными узами мир укрепляется», а люди сопротивляются женитьбе только потому, что еще не встретили вторую половинку. Однако в этой версии чуть заостреннее становится еще одна линия — судьба изящной красавицы Текле (Мария Зорина), сестры старого пьяницы Васо. Отказавшись от личного счастья, она посвятила всю жизнь брату и поет свою лирическую песню о том, почему же в мире всем всего дается не поровну и кто-то должен жертвовать счастьем ради другого.

Но тем не менее основным двигателем сюжета в спектакле остается любовь, он весь насквозь пропитан теплыми чувствами к зрителю. А главная цель режиссера и артистов — отправить нас из зала в Авлабар, старейший район Тифлиса. Место, наполненное солнцем и ароматом специй, а по ночам — величественным сумраком, где сквозь туман степенно проходят строгие чабаны (пастухи овец. — «ВМ») исполинского роста.

Пусть всего только на три часа зритель оказывается среди гор, где можно отдохнуть от реальности. Постановка сравнима с отпуском, когда после возвращения домой еще долго перед глазами стоят яркие картины, впечатлившие в путешествии. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Крамер, режиссер спектакля:


— «Ханума» ассоциируется у меня с праздником, так необходимым нам сегодня. Мы ориентировались на первоисточник, драматургию Цагарели. Персонажи, которые живут в этой истории, открыты в своих страстях, в них нет дуализма, они как дети — дистанция между любовью и конфликтом максимально короткая. Мне хочется, чтобы в нашей жизни существовал такой Авлабар, в котором происходят сказки с неизменным счастливым концом, — это мир мечты и фантазии. 

Оригинал статьи