Музыка

«Авлабар, или Новая Ханума»: Ирина Пегова в комедийном мюзикле о любви и страсти с грузинским колоритом

Инесе Понелис, КиноРепортер, 17.05.2023
В МХТ имени Чехова – настоящий праздник жизни: новая версия 140-летней «Ханумы» Авксентия Цагарели с другим переводом и специально написанными для спектакля песнями. Однако «Авлабар, или Новая Ханума» – не старая пьеса на новый лад, а нечто большее. В то время как тема проблемного сватовства остается в центре сюжета, наслаиваются на нее вполне актуальные проблемы. Добавьте к этому юмор, музыку, харизму – и страсти не избежать. Рассказываем, чего еще ждать от грузинского мюзикла, выходящего далеко за рамки жанра.

Действие разворачивается в Тифлисе, в районе Авлабар: немолодой князь Васо собрался жениться на Манане, которую ему предложила Ханума – главная и единственная сваха города. Брак должен помочь мужчине преодолеть финансовые трудности, а заодно избавить невесту от статуса «старой девы». Но вдруг на горизонте появляется Кабато – жаждущая славы и денег хитрая сваха, которая завидует Хануме и намерена ее переиграть. Теперь Васо стоит перед невозможным выбором: жениться на дочери купца Сурена, который сулит огромное богатство в обмен на статус, или же на Манане – девушке княжеского происхождения, но с меньшим приданым. В первом случае беднягу ждет месть свахи. Во втором – разборки с несостоявшимся тестем.

Спектакль врывается на сцену, словно балаганный цирк, и не дает ни минуты покоя: много народа, шумно, весело, все наперебой о чем-то спорят. И только пьяный Васо реагирует исключительно на слово «тост», а остальное время пребывает в абсолютно бессознательном состоянии. Грузинские страсти смешиваются с юмористическими ситуациями, их перебивают танцевальные па, с которыми наперегонки соревнуются песенные номера, и все это – на фоне умопомрачительных декораций. 

Харизматичные персонажи – от Васо и его сестры Текле до слуги Тимотэ и, наконец, самой Ханумы – говорят громко и с акцентом. Будто ты попал на шумное застолье, где каждому есть что рассказать. Характеры героев дополняют потрясающей красоты костюмы Евгении Панфиловой, превращаясь в пеструю вереницу запоминающихся образов. Вот волевая дерзкая Ханума, которая умеет вести дела, – в мужском одеянии, ленивый инфантильный Васо – в поношенном домашнем, а купец Сурен одет ярко, но при этом будто «с чужого плеча» (да и нужен ли ему новый княжеский статус?).

Но о костюмах в какой-то момент попросту забываешь – так пленительна актерская игра. Ирину Пегову не узнать: черные косы, грим, зычный голос с хрипотцой… Одно ее появление фееричнее другого. То на воздушном шаре в виде хинкали на сцену спустится, то в бочке с самогоном спрячется, а то и вовсе оденется мужчиной, чтобы пробраться в серные бани.

Но это не единственное волшебное перевоплощение. Актерский состав настолько умело собран, что порой возникает чувство, будто Тифлис сам преодолел время и пространство и приземлился на сцене МХТ. Замученного жизнью Васо играет Артур Ваха (в другой версии – Юрий Стоянов), обеспокоенную Текле – Мария Зорина, вездесущую Кабато – Янина Колесниченко.

Танцуют все! Мужской ансамбль связывает эпизоды, украшая паузы между появлениями главных героев: хор чудесных голосов и акробатические номера с шашлыками на шампурах в равной степени прекрасны и смехотворны. Хореографию ставила Ирина Кашуба, и без ее танцев стакан Авлабара был бы наполовину пуст. Юмор тоже играет важную роль – герои высмеивают расточительство, пьянство, меркантильность, но параллельно воспевают любовь и брак. Не сомневайтесь: свадьбе быть, а то и не одной! «Новая Ханума» под руководством режиссера Виктора Крамера об этом позаботится.

Поют, кстати, тоже все – благодаря музыкальному руководителю Алле Тарасовой. Что касается стилей, то здесь нашлось место и зажигательным песням, звучанием напоминающим народные, и рок-композициям, и страстному танго в сопровождении стихов, и даже перфомансу хинкали-монстра. А один из ярчайших номеров – самый настоящий батл Ханумы и Кабато под битбокс, еще и с метаотсылками, которые добавляют специй этому необычному блюду с грузинским акцентом.

В какой-то момент кажется, что кто-то не выдержит: подмостки, зритель, Васо… Аллегория хрупкого авлабарского мира, словно огромный остров-планета, повисает над сценой, грозя упасть на главных героев, а то и вовсе перевернуться, оторваться – и улететь в открытый космос. В кульминационный миг этот громадный камень превращается в пульсирующее живое сердце, будто напоминая, что жизнь в страстях – не предел для Авлабара. Можно переживать еще сильнее, восклицать еще громче, любить еще горячее. И эта горячка мгновенно заражает, заряжает зал, поскольку страстям всегда найдется время и место. В любом городе, в любом возрасте, в любую пору года.

Ближайшие показы спектакля «Авлабар, или Новая Ханума» состоятся 29 и 30 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова.

Оригинал статьи