ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Пореченков зарезал бедную ЛизуЕлена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 На Малой сцене Художественного вновь Лев Толстой, железная дорога, сизый станционный туман. Клубы его так густы, словно запас такого же точно тумана из другой постановки МХТ, «Воскресения. Супер» Юрия Бутусова и бр. Пресняковых, застрял в кулисах и вновь пущен в дело. Но за исключением дыма-тумана декорация Николая Слободяника к спектаклю Антона Яковлева «Крейцерова соната» лаконична и значима. Вся черно-белая, как свод последних вопросов и последних ответов русского идеалиста. (А он и при пятерых детях сохранит лютые порывы бескомпромиссного подростка.)Во всех углах сцены блестят колючей белой жестью гвоздиков и замков черные ледериновые чемоданы: на чемоданах живем, на чемоданах строим дома и семьи? Срываемся от мертвящей прозы искать райскую страну Беловодье с чемоданом в руках. По пути рушим все сущее. Потом исповедуемся случайным попутчикам по вагону. Попутчики г-на Позднышева кандидата прав, уездного предводителя дворянства, человека с принципами, женоубийцы в спектакле сохранены. Их «спор о женском вопросе» несколько огрубел с 1887 года но все не разрешен, и диспут звучит свежо. «Вагонный хор» неточен в интонациях. Впрочем, на его фоне лишь ярче видна игра Позднышева Михаила Пореченкова и жены его Лизы Натальи Швец. Брак как каторжная спайка «двух совершенно чуждых друг другу эгоистов, желающих получить как можно больше удовольствия один через другого» показан на сцене точно, в деталях и лессировках. А чем кончился этот хрестоматийный сюжет в повести, известно всем. ?О Пореченкове, натурально, скажем особо. Приход сериальных «звезд» в труппу МХТ эпохи Олега Табакова вызвал когда-то много ухмылок. Но Константин Хабенский заставил Москву прикусить язычки уже в 2002-м, сыграв Зилова в «Утиной охоте». Михаил Трухин это, на мой взгляд, сделал чуть позже, в «Гамлете». Пореченков же, будь он одет Полонием или Мышлаевским, выпирал из любого спектакля, как витрина “Fauchon” из Тверской-Ямской (ну, вы знаете, как этот Парнас гастрономии сверкает там золотыми зубами вдовы Клико). Но в «Крейцеровой сонате» что-то случилось. Не то чтоб человек достиг культурного совершеннолетия (на премьере видно: давно достиг? и его Позднышев отсвечивает то идеальным отцом семейства К. Д. Левиным, то испуганным и по-детски жестоким от страха сенатором Карениным). Скорее так: человек наконец показал свой истинный возраст публике. Белые манжеты и золотые очки русской классики хорошо сидят на нем. Но еще лучше придуманный театром финал. Позднышев играет на тромбоне? Олений рев разъяренной трубы прост, как мычание. Он не знает связных слов, чтоб передать подземельное кипение страстей в любой спальне, кухне и детской. Рычит загнанный и раненый зверь, что сидел внутри кандидата прав, и заломал его, и сам истек кровью. Да и правда: «Крейцерова соната» живее всех живых. Что ж тут еще скажешь? Пресса Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 |