ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Поглощенные ЛетоюЮрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Какая еще там новая жизнь!Наше положение, твое и мое, безнадежно. Из пьесы «Дядя Ваня» Под занавес сезона дошел наконец-то до спектакля Московского Художественного театра «Дуэль». Будний вечер, понятно, какая жара, громкой (читай скандальной!) известности у спектакля нет, поскольку его автор, режиссер Антон Яковлев, человек интеллигентный и нормальный. Так вот, к вящему моему изумлению (и удовольствию!) я обнаружил перед театром людей, безутешно жаждущих лишнего билета, а в самом зале приставные стульчики, ступенечки и т.д. Режиссер А спектакль серьезный, умный, строгий, в равной степени авторский и актерский: много то есть столько, сколько положено текста, который очень складно и осмысленно воссоздается. А стало быть подлинно режиссерский. Антон Яковлев в компании молодых режиссеров выделяется этим доверием к Слову и к Актеру, в этом, видимо, а не в «самовыражении», воплощая свои творческие амбиции. Сюжет чеховский трудный (вопрос: есть ли у него легкие?), ибо: очень много слов и очень мало действия. Важно, мне кажется, первое избегнуть назидательности, второе вынесения приговоров. Выяснения, кто в этом словесном и мировоззренческом споре прав, а кто неправ. По одной причине таковых нет. Не тот писатель. И не оттого, что релятивист и соглашатель а оттого, что присуще ему было редкостное на самом деле сочетание: трезвости в отношении к людям и снисходительности к ним. Актеры «Дуэль» Лаевский фон Корен воплощают Анатолий Белый (увы, не видел второго исполнителя Александра Усова) и Евгений Миллер. Судя по почти синхронности выпуска, Белый одновременно репетировал два спектакля: «Дуэль» и «Обрыв», где он играет Бориса Райского, что само по себе не вполне рядовое актерское проявление. Мне показалась роль Лаевского намного более случившейся (относительно Райского слышал по телевидению собственное признание актера, что пока он его не сыграл, делает честь!). Готов предположить в случае «Дуэли» намного более подробную и вдумчивую режиссуру. Лаевский у Белого в самом деле до миллиметра подробен, с неожиданной пластикой «гуттаперчевого мальчика», когда легкость и умение сделать все, того и гляди оборвутся тем, что «сломается». Очень слабый человек, подточенный, словно бы подмытый, оттого не слишком прочно в жизненной почве укорененный, одновременно из последних сил фанфаронствующий, старающийся «сохранить лицо», что уже почти невозможно и что он лучше других понимает. Безмерно униженный и оскорбленный неслучившейся своей жизнью Он одновременно ужасно нелеп и замечательно изящен. Ерничает и исповедуется, сам пугаясь и того, и другого. В каком-то смысле «человек без свойств». Или человек без стержня. Живет какими-то фантомами и миражами. В постоянном конфликте с самим собой Мне показалось, что в этой сценической версии знаменитого чеховского сюжета «дуэль» только на поверхности происходит в отношениях между двумя людьми. А на всей бездонной! глубине этого айсберга каждый выясняет отношения со своим иным «я», ведя дуэль, невидимую, но и нескончаемую, с самим собой. Лаевский у Белого, быть может, чуть преувеличенно слаб. Фон Корен у Евгения Миллера, со своими нескончаемыми монологами и сентенциями, со своей декларируемой готовностью уничтожать людей, подобных Лаевскому чрезмерен намного более очевидно. Подчас до откровенной самопародии. «Дуэлянты» Отношения двух этих людей доходящие, казалось бы, до откровенной ненависти, быть может, куда более сложные. Враги? Антиподы? Или два различных воплощения попытки любыми силами проявиться, обозначиться, прозвучать. Стать интересным, необычным, загадочным пусть только лишь в глазах этой не слишком искушенной провинциальной публики. Публики, исполняющей функцию зрителя. Ведь в чем, как не в этом, истоки конфликта, к примеру, Печорина и Грушницкого. В перетягивании зрительского внимания. Эта подспудная ироничность нисколько не отменяет драматизма жизней и судеб «дуэлянтов» напротив, вполне по-чеховски делает его еще более пронзительным и неразрешимым, потому что, как мне увиделось (быть может, почудилось, даже померещилось?), при всем словно бы антагонистически-полярном несходстве, судьбы их схожи. И суть их характеров общая: любимая русская суть, которую незабвенный Миша Бальзаминов именовал «мечтания». После всех криков и воплей, пафосных деклараций и взаимных обвинений, после всех всплескиваний руками (Лаевский) и размахивания кулаками (фон Корен) они снова сойдутся и подружатся. Русские чудаки У Гоголя была история о том «как поссорились», а у Чехова (в версии Антона Яковлева) «как помирились». Слишком уж красноречива немая мизансцена финала: поверхность, которая служила то столиком на пикнике, то неким подиумом, с которого герои взывали к миру, будучи перевернутой, оказывается лодкой. В которую долго и заботливо усаживают фон Корена, и вот он уселся, и … ничего. Ни-че-го. Русские чудаки и русский абсурд. Никто никуда отсюда не уедет (недаром, на протяжении всего спектакля, настойчивые возгласы Лаевского «В Петербург, в Петербург » столь вызывающе напоминали понятно что: «В Москву, в Москву »). Они останутся здесь: и изящно-инфантильный Лаевский, и брутально-самоуверенный фон Корен, и «сопровождающие лица»: доктор Самойленко (Дмитрий Назаров; одни усы и густой бас чего стоят, а уж когда в парадный мундир облачился то ли смеяться, а то ли плакать?) и дьякон Победов (Валерий Трошин, со своим смешным, точно детским голосочком, и если кому придет в голову полагать Чехова «воцерковленным», вспомните про этого незадачливого дьякона). У Чехова местом действия является Кавказ и в спектакле есть, конечно, некие признаки восточной экзотики: заунывная музыка (композитор Александр Маноцков), зловещее присутствие неких второстепенных персонажей. Здесь «все как у людей»: свой полицейский (Кирилин А. Агапов), и свой представитель «торговой буржуазии» (Ачмианов П. Левкин), и свой Мустафа (В. Кулюхин) и свой «свет», воплощенный в даме по имени Марья Константиновна (О. Васильева), и своя грешница, Надежда Федоровна (Е. Панова). Только одного здесь нет воздуха. И еще отсюда нет выхода. Созданная фантазией художника Николая Слободяника неизменная на все действие декорация рождает мысль о заброшенности и безадресности, об отсутствии каких-либо конкретных географических координат. Сделано это ненавязчиво и с большим вкусом, без резких мазков, оттого осознается постепенно, по мере все большего вхождения, погружения в спектакль, который словно бы обволакивает, словно бы всасывает тебя в свою стихию, которой невозможно противиться. Словно на какие-то мгновения схлынула волна и открылись скрытые в ее водах человеческие судьбы, а потом волны накатили снова, и все исчезло. Поглощенные Летою… Пресса Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 |