Страстное слово театра

Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Свои гастроли во Владивостоке коллектив МХАТа им. Горького открыл пьесой А. Гельмана «Заседание парткома». А через несколько дней зрители познакомились еще с одним произведением этого драматурга — спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся…».
Пожалуй, трудно найти человека, который не знал бы истории гельмановского Потапова, что вместе со своей бригадой строителей отказался от премии. Тем не менее зрители воспринимают «Заседание парткома» с огромным вниманием, реакция на отдельные реплики точна и эмоциональна. А это значит, что спектакль по-настоящему волнует, задевает сокровенные струны души.
Предельно скромно оформление художника И. Попова. Тем не менее сценография «Заседания» образна в своей лаконичности. Серые огромные трубы, строительные леса — реалии стройки. На станке покрытый привычным зеленым сукном стол для заседаний. И яркое цветовое пятно — мажорный плакат с развевающимися алыми флагами. Глядя на это оформление, невольно приходит мысль; нелегко прийти к этим победным знаменам. А с другой стороны, думаешь о том, что порой мы пытаемся в нашей жизни прикрыть парадными стягами и лозунгами реальные трудности, а зачастую и просто неорганизованность и бесхозяйственность. И как предостережение, как тревожное напоминание об этом горят на строительных лесах красные огоньки.
Однажды известный театровед назвал несколько парадоксально жанр «Заседания» — производственный детектив. Наверное, он имел для этого основания. Но О. Ефремов поставил спектакль иначе. Его «Заседание парткома» спокойно, деловито, проходят оно без головоломно загадочных построений сюжета. Да и сам бригадир Потапов (Г. Шевцов) приходит на это заседание внутренне собранный и уверенный: дело, которое он отстаивает, правое, и потому в нем обязательно должны разобраться те, кому это положено. Потому и конфликт мхатовского спектакля лежит не в столкновении человека повышенной совестливости и душевности Потапова с сухим и деловым Батарцевым, а в умении отстоять свои нравственные позиции и принципы, которые сталкиваются с формальным подходом к делу. В спектакле идет речь о гражданской ответственности за порученное тебе дело, на каком бы посту ты ни находился.
В «Заседании» убеждают атмосфера документальности происходящего, достоверность и узнаваемость персонажей. Особенно бы хотелось выделить двух из них: управляющего строительным трестом Батарцева, которого играет М. Зимин, и бригадира Кочнова (В. Невинный). Батарцев М. Зимина — любопытнейший человеческий тип. Он появляется на сцене, и зритель сразу узнает в нем руководителя крупного масштаба со стажем, узнает по походке, по манере разговаривать с людьми, по едва уловимым начальническим интонациям в голосе, по тому, как покровительственно он похлопывает по плечу подчиненных, по тому, как слушает, моментально оценивает обстановку и умеет поставить точки над «и».
Но сказать о мхатовском Батарцеве только это было бы слишком мало. Актер так глубоко прочувствовал биографию своего героя, так много рассказал о нем, что зритель понял и нелегкую юность Батарцева, и бессонные авральные ночи руководителя, и огромную его ответственность, и масштаб личности. Батарцев Зимина испытал на протяжении спектакля свой «миллион терзаний», ему нелегко досталось голосование в финале, свинцовой тяжестью наливалась поднятая за предложение Потапова рука. И происходит удивительная вещь: зрительный зал, который, естественно, находится на стороне Потапова, сочувствует и этому усталому, немолодому человеку.
Колоритен, по-своему обаятелен и опасен этим обаянием бригадир Кочнов. Естественно и без нажима показывает В. Невинный истинную сущность Кочнова. Он будет «брать на горло», будет требовать для себя, «пролетария», мыслимых и немыслимых благ, упирая именно на свою пролетарскую сущность. А на самом-то деле это хапуга и собственник, который меньше всего думает о делах стройки, нравственном климате в бригаде, о каких-то высоких принципах. Он и работает-то хорошо только потому, что это выгодно его карману. И самые понятные принципы для такого Кочнова: своя рубашка ближе к телу, рубль из копеечки складывается, деньги к деньгам и т. п.
Разные люди на строительстве, разные характеры. И здесь, наверное, уместно вспомнить слова самого драматурга Гельмана: «Борьба за экономический прогресс — это и борьба между людьми, стоящими на разных позициях».
Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся…» по сравнению с «Заседанием парткома» более молод. Может быть, этим объясняется более учащенный пульс этого спектакля, его кровь горячее. Немаловажен и выбор актера на главную роль Лени Шиндина, диспетчера СМУ. Сегодня трудно назвать город, в котором бы не игрались «Мы, нижеподписавшиеся…». И разных знает зритель Шиндиных. Уверенный в своих делах и поступках. молодой и сильный, Леня Шиндин Ю. Демича в Ленинградском БДТ им. Горького (режиссер Г. Товстоногов). Артист заразительного обаяния, искрометный А. Миронов в этой роли в театре сатиры (режиссер В. Плучек), не случайно иные критики назвали его Леню «Дон Кихотом из СМУ».
И вот Шиндин А. Калягина. Он играет своего героя так, что иным Леню просто невозможно представить. Его принимаешь сразу и целиком. Сочувствие зрительного зала принадлежит ему безраздельно, настолько привлекателен он в своей бесхитростности, неумел в интриге, которую сам же выстраивает, искренен в отчаянии, верен в служении делу и человеку, которому предан беспредельно. Вместе с режиссерами спектакля О. Ефремовым и Е. Радомысленским А. Калягин спорит с драматургом по поводу жанра его произведения (на программке спектакля жанр обозначен как комедия). Но Леня Шиндин Калягина персонаж далеко не комедийный. Скорее драматический. Он драматичен, потому что трогательно беспомощен и бессилен что-либо изменить. Мхатовский Леня — человек с оголенными, как провода под напряжением, нервами. И все свои нервные клетки, всю кровь по капельке готов он отдать не за свое мизерное благополучие и благополучие своей семьи — за своего руководителя, талантливого строителя Егорова. Леня Гельмана говорит о себе, что он денщик, который создан для того, чтобы сделать все для руководителя. Леня Калягина не видит в этом ничего зазорного. Его преданность Егорову безгранична, он доказывает это каждый миг пребывания на сцене, но, увы, реальной помощи оказать своему Егорову не может.
Отсюда финал спектакля мхатовцев: огромный в натуральную величину тепловоз, созданный фантазией художника В. Левенталя, идущий прямо на зрительный зал, и где-то внизу потерпевший фиаско Леня Шиндин и его жена Алла. Вот такой Леня вызывает мысль о сложностях борьбы, о том, что победить в битве, за новое, против «массового эгоизма», как говорит сам Гельман, можно только одев в броню свое сердце, потому что отстоять новое всегда сложно, будь это борьба за НТР или борьба за нравственные принципы.
Приморцы увидели на сцене удивительное произведение высокого искусства: Леню Шиндина А. Калягина. Будут идти дни, месяцы, но те, кто видел «Мы, нижеподписавшиеся…», навсегда запомнят такого ранимого, такого узнаваемого, такого прекрасного, трогательного и не самого удачливого Леню. И кто знает, может быть, его чистота и житейская неустроенность, его цельность и отчаянная решительность помогут кому-то в трудную минуту?.. А это так важно, ведь в счастливые мгновения жизни, как известно, помогать никому не надо…
Но правомочен тогда вопрос. Если Леня Шиндин не может отстоять справедливость, помочь Егорову, то кто же сделает это? Ведь А. Гельман не просто ставит проблему, он пытается найти пути к ее разрешению. В спектакле МХАТа миссию человека, способного к активному действию, несет председатель комиссии Юрий Николаевич Девятов, которого играет В. Расцветаев. Сегодня много говорят о новом герое — деловом человеке — на сцене. Девятов В. Расцветаева — такой деловой человек, рационалист, несколько суховатый и не подверженный эмоциям, в нем явно ощущается военная выправка (Девятов в прошлом военный юрист). Когда в финале спектакля он говорит Лене Шиндину, чтобы Егоров пришел к нему, зрители понимают — Девятов будет биться за правое дело до конца.
Трудно в небольшой рецензии проанализировать все актерские удачи спектакля. И все-таки нельзя не сказать об осторожной интеллигентной даме Виолетте Матвеевне Нуйкиной Г. Калиновской, любящей и прощающей Алле Шиндиной Л. Стриженовой, провинциальном Дон Жуане, не брезгующим выпить за чужой счет и легко продающем свои принципы Семенове Л. Губанова, хамоватом и трусливом одновременно проводнике В. Привальцева.
В спектаклях «Заседание парткома», «Мы, нижеподписавшиеся…» зритель видит жизнь человеческого духа, чувствует болевые точки сегодняшнего времени. Театр активно вторгается в жизнь, говоря свое страстное слово в защиту высших нравственных принципов.
Пресса
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979