Год КреонаАлексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Жан Ануй написал «Антигону» в 1943 году. В шестидесятые годы Львов-Анохин поставил пьесу в театре Станиславского и началась ее отечественная сценическая история. Не так давно Темур Чхеидзе выпустил премьеру «Антигоны» в БДТ, день назад его «Антигона» вышла во МХАТе на этом сценическая история ануевской драмы может и кончиться. Во всяком случае, до тех пор, пока не переменимся мы.Дело в пьесе: Ануй написал ее, когда протест одиночки, восставшего против буржуазного общества и здравого смысла, обывательской пошлости и государственной власти был актуален. На дворе немецкая оккупация, впереди Освобождение и 1968 год: все отлично понимали, чему ануевская Антигона говорила «нет». Спектакль Львова-Анохина вышел на закате оттепели Антигона из театра Станиславского протестовала против родной, советской пошлости, а зрители (и ополчившееся на спектакль начальство) видели в этом протест против Советской власти. Времена изменились: в постсоветской действительности 2001 года своих Антигон нет, буржуазность стала высшей, труднодостижимой добродетелью, сияющей перед нашим раздрызганным обществом путеводной звездой. И блестящие монологи Ануя немедленно обернулись пустой риторикой: девушка хочет предать земле тело брата и ради этого готова умереть только смерть может хоть в чем-то убедить сытый и пошлый мир Живи и рожай, милая, так оно лучше будет! Зато оппонент Антигоны Креон стал героем сегодняшнего дня. Это очень современный персонаж: его cлова о невыносимом бремени власти в расползающейся, готовый рухнуть и похоронить всех под своими обломками стране звучат куда как современно. Корабль тонет, офицеры под шумок сколотили плот, перетащили на него все запасы пресной воды, и надо стрелять в толпу, в того, кто еще вчера тебе улыбался теперь у него нет имени В России 2001 года «Антигона» интересна тем, что ее смотрят люди, ощущающие себя гражданами ануевских Фив, но режиссера это не интересовало. Зато его занимали общечеловеческие проблемы: Темур Чхеидзе поставил пьесу о Добре и Зле, смелости и трусости, духовном убожестве и проблеме выбора. Его спектакль вышел чрезвычайно достойным и скучным. Постановочные акценты точно придуманы. Когда Креон (Отар Мегвинитухуцеси) не торопясь выходит на сцену и с ложечки начинает кормить слепую жену, к горлу подкатывает комок сочетание медленных сценических ритмов, приглушенного света и внутренней актерской наполненности действует безошибочно. Креон Мегвенитухуцеси очень хорош, играющая заглавную роль Марина Зудина делает все возможное: можно спорить о том, насколько она подходит для роли, но видно, что актриса изо всех сил старалась измениться, найти в себе Антигону. У жениха Антигоны Гемона (его играет актер «Табакерки» Виталий Егоров) всего несколько реплик, а роль тем не менее, есть; Александр Семчев (стражник Жона), актер, ставший жертвой телерекламы («Ты где был? Пиво пил ») наконец разделался со своим телевизионным толстяком-пивопойцей. Режиссер выверил спектакль, как мастер часы, исполнители, в целом, удачны, но значительным тетральным событием «Антигона» не станет: беда в том, что спектакль не несет эмоцию и мысль. Во всяком случае свежую мысль и яростную эмоцию. Эту пьесу нельзя ставить как Чехова персонажи говорят, а в это время у них разбиваются судьбы. «Антигона» нужна затем, чтобы что-то доказать и с чем-то поспорить: дело здесь не во взаимоотношениях людей, а в столкновении идей, но с этим в спектакле Чхеидзе дело обстоит неважно. Для того, чтобы зритель поверил Антигоне и Креону, их идеалы должны хоть как-то совпадать с жизнью зала. Девушка хочет присыпать тело брата землей и ради этого готова пойти на смерть; правитель казнит ее, несмотря на то, что он человек мягкий, а Антигона невеста его единственного сына Если бы их спор напоминал о сегодняшних публицистических поединках, о бесконечном споре, идущем между левыми и либералами, анархистами и сторонниками государственного принуждения у спектакля появилось бы совсем другое дыхание. Но нет: мхатовская «Антигона» осталась чрезвычайно корректным профессиональным упражнением на заданную тему. Пресса Марина Зудина: «Сегодня от любви умирать немодно», Александр Смольяков, Век, 19.07.2002 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 Марина Зудина: Мне не интересны «правильные» героини, Юлия Кантор, Известия, 14.06.2001 Темур Чхеидзе в эфире «Эхо Москвы», 3.06.2001 |