Трехгрошовая опера

Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Пока судебные органы роются в финансовых документах МХТ им. А. П. Чехова, надеясь убедиться, что все выделенные госсредства пошли в чей-то широкий карман, а вовсе не на производство положенных по плану художественных изделий, театр в отремонтированном большом зале открывает очередной сезон весьма не дешевой премьерой, хоть и называется она «Трехгрошовой оперой».

Show, как говорится, must go on. И режиссер Кирилл Серебренников выпускает спектакль, работа над которым шла почти два года.

Парадокс предстоящего события в том, что известный переделывальщик и осовремениватель всего и вся, радикальный интерпретатор Серебренников решил поставить самую подлинную и полную версию шедевра Бертольда Брехта и Курта Вайля о законах воровского мира, ничем не отличающихся от законов мира буржуазного. Причем молодые и злые Брехт с Вайлем в 1928 году сами лихо осовременили отличную английскую комедию Джона Гея «Опера нищих», имевшую оглушительный успех на премьере в 1728 году. А она в свою очередь являлась пародией на оперы Генделя и на всю английскую действительность начала XVIII века.

На самом деле «Трехгрошовая опера» столько раз ставилась, экранизировалась, сокращалась, упрощалась и интерпретировалась, что возвращение к первоначальному варианту может показаться самой отчаянной переделкой. Да и сюжет о профессиональных попрошайках, способных выклянчить хоть весь госбюджет, в осовременивании не нуждается. Самому МХТ знаком в подробностях, как и любому отечественному театру. Лучшие зонги бандита Мэкки-Ножа перепели все звезды мировой эстрады и джаза, включая Армстронга, Синатру, Стинга, Кейва и даже Эллу Фицджералд. Зато вокал Константина Хабенского, исполняющего эту роль на сцене Художественного театра, пожалуй, больше подходит герою-налетчику. И ни одной ноты, сочиненной Вайлем, ему пропустить не позволят.

Серебренников подчеркивает, что ставит не спектакль с музыкальными номерами, а настоящую зонг-оперу. Спектакль выстроен по законам музыки, и актерам пришлось стать певцами, способными как солировать, так и петь в хоре. Музыка Вайля не проще генделевой в исполнении. Труппа два года осваивала.

На премьеру наверняка позовут ревизоров и аудиторов. Куда в театре деньги идут — понятнее, когда смотришь на сцену, а не только в отчеты и доносы.
Пресса
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009