Детектив в стиле «модерн»Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Стиль «модерн», в 90-х незаметно проникший на театральные подмостки, прочно там обосновался.Его влияние чувствуется во многих постановках, но наиболее полно выразить на сцене зыбкую, неуловимую сущность модерна сумела Светлана Врагова. Ее спектакль «Катерина Ивановна» несколько лет назад стал событием сезона. С тех пор каждая работа Враговой отмечена знаком этой странной, трудно объяснимой словами эстетики. Она присутствует и в спектакле «Священный огонь» по пьесе Сомерсета Моэма первой постановке режиссера на сцене МХАТ им. Чехова. Моэма принято считать реалистом, описывающим особенности человеческой породы с иронией и даже некоторой долей цинизма. Его пьесы «Круг» и «Верная жена», идущие на русской сцене, для режиссеров настоящая палочка-выручалочка. Композиция выстроена как в музыкальном произведении, реплики в диалогах отточены и продуманны, будто выпады в фехтовальном поединке, сюжет держит зрителя в напряжении, не давая расслабиться ни на минуту. С пьесой «Священный огонь» (она написана в 1929 году и раньше на русский язык не переводилась) дело обстоит значительно сложнее. При первом, поверхностном чтении она может показаться обычным детективом. Войдя утром к летчику Морису Тэбрету (Сергей Безруков), ставшему инвалидом после аварии в одном из тренировочных полетов, сиделка Уэйленд (Евгения Добровольская) обнаруживает, что он умер. В стакане на ночном столике растворены остатки смертельной дозы снотворного. Любившая Мориса сиделка собирается обратиться в полицию и устраивает домашнее детективное расследование, обвиняя в смерти Морриса его жену красавицу Стеллу Тэбрет (Екатерина Семенова). Мисс Уэйленд уже знает, что Стелла ждет ребенка от брата Морриса, Колина (Егор Бероев). Убийство героя «чисто английским» не назовешь: ведь тот, кто его совершил, меньше всего думал о устранении препятствия для карьеры или финансовой выгоде. Впрочем, давно известно, что пересказывать сюжеты детективов дело бессмысленное и бесполезное. Описанные выше сюжетные перипетии служат Моэму скорее поводом для философских размышлений о добре и зле, о жестокости, которая на проверку оказывается милосердием. Поэтому в жесткой сюжетной схеме время от времени возникают пробелы и паузы. Используя это свободное пространство, Врагова превращает детектив в спектакль стиля «модерн». Приметы излюбленного режиссером стиля ощущаются во всем, от сценографии Валерия Левенталя до мизансценического рисунка. Для модерна привычно соединение деталей, на первый взгляд совершенно не подходящих друг к другу. Это свойство стало одним из принципов построения спектакля. Он становится особенно очевиден в сцене смерти Мориса. Лакей катит пустое инвалидное кресло. Морис, прежде передвигавшийся в нем, стоит и с удивлением смотрит. Звучит странная музыка, ткань на декорации колеблется, бегают зыбкие тени, и тут Морис начинает танцевать. Его движения становятся все более резкими. Такую сцену мог бы сочинить кто-нибудь из писателей-декадентов. Вдруг стена раздвигается, а декадентский роман превращается в современный фильм ужасов. Человек в черном фраке (похожий одновременно на булгаковского Воланда и персонажа из «Призрака оперы») манит Мориса к себе. Летчик подходит к нему, стена возвращается на прежнее место. Поставив спектакль на большой сцене МХАТ, Врагова не упустила ни одной из возможностей наполнить действие выразительными и запоминающимися деталями. Одна режиссерская находка следует за другой. Хотя порой от обилия подробностей действие кажется слишком затянутым. Но ничего не поделаешь, перенасыщенность отличительная черта стиля модерн. Благодаря политике «открытых дверей», которой придерживается Олег Табаков, к дереву МХАТ привили веточку, сделанную по законам этого стиля. Пресса Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002 Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002 Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002 МХАТ им. Чехова представляет спектакль по произведению Сомерсета Моэма, РИА «Новости», 14.01.2002 Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002 Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002 |