Павел Руднев о работах Евгении Добровольской: «Любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент»

Павел Руднев, Театрал, 13.01.2025
Евгения Добровольская ухватилась за главную роль в «Космосе» сразу, как прочла пьесу Алексея Житковского. За десять дней созрело решение ставить, это было ее решение. Современная пьеса о женской судьбе, в которой есть и требование милости, но есть и обвинительная интонация — тут всё откликалось в ее опыте. Спектакль через год перенесли с маленькой площадки на большую, он хорошо собирал публику.

В отличие от других «Космосов» (пьеса идет в десятках театров страны), Евгения Добровольская играла страшно, некарикатурно. Пародировать женскую судьбу было актрисе не с руки, она не высмеивала персонажа. С первых тактов спектакля была заметна сумасшединка. В пьесе безумие Татьяны Гизатуллиной выражено в профдеформации: учительница английского языка продолжает говорить на рунглише и в быту. Этот контекст обычно из спектаклей выпадает, а во мхатовской работе тему потери грани между явью и нереальным Добровольская брала своим персональным темпераментом. Было что-то в актрисе этакое мистическое: она играла всегда словно на температуре, в полузабытьи, лихорадочно. Сам выход на сцену был как факт опьянения свободой. Хрипел, искажаясь, голос; кричало, конвульсируя, тело, набухали жилы. Актриса вытягивались, становилась больше, словно выпрыгивая из кожи. И любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент, ввинчивалось в зрителя саморезом.

И вот такой была ее Татьяна: глубоко недовольная своей жизнью, одиночеством, ощущением потолка, в который упирается упрямый русский темперамент, она хотела прорваться в иноземное пространство. Мечта о космосе была надеждой на преодоление земного тяготения. Город Бугульма тянул к земле, звал в могилу, а героиня хотела восторга и разрушительной страсти. Расплата за двоемирие — блаженное безумие, блаженство отключения от реальности. Евгения Добровольская умела сделать эту роль смешной и тревожно жуткой одновременно. Актриса уловила этот рецепт спасения для своих героинь: не соотноситься с реальностью, не признавать ее. Взгляд с экрана, взгляд из космоса был четче взгляда родственника.

Добровольская умела постоять за женщину, за народ свой. В спектакле «Кому на Руси жить хорошо» в Гоголь-центре ей удавалось выражение боли народной — в женской материнской теме Матрёны Николая Некрасова, которую целиком взяла на себя актриса, одновременно и монументальная, и взвинченная, со сталью в голосе. Кому бы на Руси хорошо ни жилось, все время деток жалко, их только и можно пожалеть. Монолог обезумевшей от горя, хоронящей собственное дитя, Матрёны полон ласкательных суффиксов. Накормить и пожалеть всех.

В другом спектакле Кирилла Серебренникова — в «Господах Головлевых» героиня Евгении Добровольской Аннинька вершила всю историю и судьбу самого Порфирия. Умная, красивая, мистическая актриса, приехавшая в Погореловку умирать, она осуществляет победу над головлевской Мухой. Разоблачает Порфирия (Евгений Миронов): хоть и презирает тот актрису, но испытывает к телу падшей женщины плохонькое чувство, преступную страсть как следствие тотального одиночества и чернушных фантазий. Аннинька с высоты своего страшного опыта, с высоты падения и со знанием смерти, случившейся у нее на глазах, смерти, стоявшей рядом, разоблачает монстра одним словом, одним заклятием: «Вы же всегда один! Как жить-то не страшно». И Муха умирает, уязвленный в самое сердце.

Женская тема в палитре актрисы — это всегда кровавая битва между мужчиной и женщиной, где женщина сражается на равных. С Андреем Кузичевым они много лет играли спектакль «Предел любви» по французскому тексту Паскаля Рамбера и в его же режиссуре. Диалог любви похож на уязвление партнера словом. Найти синхрон можно только поругавшись, приведя партнера в неистовство. Нельзя капитулировать в этой схватке, но можно добиться, чтобы тебя услышали. А это значит — дойти до предела эмоции. Вот это как плакальщица в традиции: она проводит тебя через порог боли. Взявши за руку, зрителя проводит от нуля градусов до точки кипения и наоборот, к покою аплодисментов. Эмоциональная встряска аудитории была всегда результатом актерской и человеческой работы Евгении Добровольской.

Оригинал статьи
Пресса
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005