История войны двух планет

, 2.12.2008
Режиссёр — Антон Яковлев. Он же - автор сценической версии повести Льва Толстого. К этому произведению в театре практически не обращаются. Необычный выбор худрук МХТ Олег Табаков объясняет «качеством литературы».

По словам Антона Яковлева, ему было важно «оживить материал» и посмотреть на классику с позиции сегодняшнего дня. Это «очень современная история» — уверен Антон Яковлев:

«Самая главная тема — две планеты — мужчина и женщина, которые в принципе никогда не будут до конца вместе. Это всегда такая история войны двух планет. Я не знаю, насколько эта война может быть продолжительной, насколько мы идём по кругу, но ошибки никогда никого не учат. Эта история точно так же происходит сегодня, как она происходила в 19 веке, не знаю, в 5 веке. Самое страшное в этой истории для меня — как люди создают себе образы, иллюзии, и пытаются в них верить. Не видя живого человека перед собой, а наоборот, когда они тянут этого живого человека к этому образу, к этой иллюзии. Им легче продолжать обманываться, строить то, что построить в принципе нельзя и склеивать то, что не склеивается, чем понять и отказаться от своих иллюзий».

Роль Позднышева — героя, долгие годы ненавидевшего свою жену и, наконец, убившего ее из ревности, режиссёр, по совету Олега Табакова, предложил Михаилу Пореченкову. Актёр рассказал о новой, не обычной для себя роли:

«Так получилось, что обычно в этой роли видят людей таких же изломанных, неврастеников. А мы - люди здоровые, крепкие. Но тем это и ужаснее. Потому что каждый нормальный человек должен понять, что он именно такой — в нём есть и белое, и чёрное? Для меня это вершина работы в театре. Я думаю, это самое серьезное произведение, которое мне доверили. И большое спасибо Олегу Павловичу и Антону Яковлеву за то, что они меня взяли в этот спектакль. У нас в связи с этой пьесой, с постановкой возникло очень много споров по вопросу — что такое любовь, что такое вера, что такое дружба, что такое преданность, что такое измена. Огромное количество мнений? желание изменить себя — такую бурю эмоций вызвала вдруг эта пьеса».

«Частная история, рассказанная в „Крейцеровой сонате“, оказывается живой и современной», — говорит Олег Табаков. — «Дело ведь в потребности любить человека. Или, я бы так сказал: в устройстве, чтоб меня любили. И вот за то, чтоб меня любили, я пойду на край. Это ведь, по сути дела, наверно, проблема и не цензуры. Не о самом лучшем в душе человеческой рассказывает граф Лев Николаевич Толстой. Но рассказывает это с таким пониманием крайней ситуации, в которую попадает человек, что это служит для меня путеводителем что ли по лабиринтам души человеческой».
Пресса
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008