Муки семьиОльга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 В МХТ имени Чехова состоялась премьера «Крейцеровой сонаты»Одно из самых неоднозначных произведений Льва Толстого, обличившего «Крейцеровой сонатой» законный брак как официальную форму разврата, поставил молодой режиссер Антон Яковлев. Он сам написал инсценировку, превратив горячую отповедь Толстого семье в простую историю одной несчастливой семьи. «Крейцерова соната», еще до публикации разошедшаяся в списках, в свое время наделала шуму. Толстой вынес безжалостный приговор обществу, превратившему женщину в рабыню. По его мнению, женщины мстили за это, манипулируя инстинктами мужчин путем сознательного превращения себя в объекты вожделения. Беднягам, вынужденным жениться, всю последующую жизнь приходится оплачивать счета и потакать женским прихотям. Единственное спасение от ловушки брака Толстой видел в целомудрии. В свое время самые свои сокровенные мысли Толстой доверил главному герою «Крейцеровой сонаты» Позднышеву. Дотошность, с какой «матерый человечище» описывал детали семейной жизни, заставили его супругу Софью Андреевну в ответ сочинить повесть «Чья вина?». Именно на этот вопрос ищет ответ и режиссер спектакля МХТ. Эпиграфом к постановке Антона Яковлева смело можно ставить цитату из «Анны Карениной»: «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Преиначивая толстовский месседж в обыкновенную историю, режиссер основательно прошелся по тексту, смягчив особо резкие моменты. К примеру, Толстой, описывая зарождение влюбленности героя, делал упор на «обтягивающее джерси» Лизиного костюма. А режиссер в том же эпизоде надел на героиню в широкую пелеринку. Из спектакля исчезли все доказательства измены жены. Исчез и натуралистично описанный Толстым момент убийства. Вместо удара ножом Позднышев (Михаил Пореченков) просто подбрасывает вверх кипу листов. Переписывая повесть, режиссер препоручил фрагменты монолога Позднышева другим героям. В одной из сцен Лиза (Наташа Швец) словами мужа жалуется сестре Полине (Ксения Лаврова-Глинка), что ее семейная жизнь не ладится и с мужем ее связывают только дети. По форме спектакль больше похож на читку в пустом полутемном пространстве, где вместе с героями неприкаянно бродит трио музыкантов режиссерская метафора нарушенной семейной гармонии. Порой кто-то из них проводит смычком по струне, извлекая отрывистые скрипы. Попытки внести разнообразие в действие, вроде спора в вагоне, обрамляющего спектакль, вялы и скучны. Гораздо интереснее результат работы с актерами. Михаил Пореченков играет, отбросив все приемы, знакомые по его киноролям. На сцене не «реальный папа», а человек, воспринимающий мир до болезненности тонко. Просто-таки действительно больной. С медицинской точностью актер выводит историю сумасшествия: непонимание, возникшее в семье, нелепые подозрения, разбуженные средством, «помогающим» Лизе больше не рожать детей. Все это перерастает в манию, подталкивая героя к убийству. На фоне этого хрупкая и аристократичная героиня Наташи Швец проживает целую жизнь, превращаясь из юной барышни, обожавшей шутить и дурачиться, в измученную, усталую женщину. Возможно, именно лишив повесть Толстого ее патетики и нажима, режиссер помог обрести ей современный смысл. На самом деле, разве мало мучающих друг друга людей, которых помимо постели и детей ничто не связывает? Пресса На родине великого Льва Толстого открылся театральный фестиваль Tolstoy Weekend, видеосюжет Пятого канала, 10.09.2016 В Ясной Поляне проходит театральный фестиваль по произведениям Льва Толстого, видеосюжет Первого канала, 10.09.2016 Театральный фестиваль Tolstoy Weekend открыл спектакль «Крейцерова соната», Алиса Титко, Комсомольская правда, 9.09.2016 В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015 Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015 «Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014 Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013 «Крейцерова соната» в исполнении «aгента национальной безопасности», Рубен Пашинян, Новое время (Ереван), 1.11.2012 Композитор Александр Маноцков о спектакле «Крейцерова соната», Ольга Коршакова, радио «Культура», 8.02.2009 Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 «Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 |