Рисковал, но выигралАлексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Спектакль будет идти на малой сцене, поставил его известный провинциальный режиссер Владимир Петров. Своим появлением в афише МХТ имени Чехова повесть обязана тому, что Олег Табаков нежно любит прозу Распутина. Удивительно то, что этот вполне альтруистический выбор может оказаться и коммерчески успешным.Владимир Петров режиссер очень достойный. Обстоятельный, вдумчивый, интеллигентный. Любящий глобальные проблемы и серьезный театр, умеющий дать красивую картинку (кроме него это в Москве не делает, пожалуй, никто). Но у него есть немаловажный недостаток: он бывает скучен. Благими намерениями мостят известно куда ведущие дороги: доверив Петрову трагический, плохо ложащийся на язык сцены текст, театр рисковал. Жанр спектакля режиссер определил как «театральная повесть». Значит, во главу угла будет поставлена не интерпретация, не приращение смысла, а сам текст: театр попытается услышать автора. Содержание большой, без малого двухсотстраничной книги уложилось в два часа сценического времени, и спектакль неспешно плывет к финалу: темная сцена, помост, возвышающийся посреди него прозрачный куб, четыре актера. В советские времена историю дезертира Андрея, в конце 1944 года скрывающегося возле родной сибирской деревни, и его жены Настены, прятавшей мужа, забеременевшей от него и принявшей мученическую смерть, знали все интеллигентные люди, а новому, двадцати тридцатилетнему зрителю она едва ли известна. Но Владимир Петров строит спектакль, не расшифровывая свои метафоры, вот Настена протягивает по краю помоста длинное полотенце с золотистым караваем, приманивая затаившегося неподалеку, опознанного шестым чувством мужа. Смысл сцены понятен тому, кто помнит текст, непосвященному она напоминает магическое камлание: трепетное отношение к книге порой играет с режиссером злую шутку. Распутинский текст образен, поэтичен, упруг. То, что в повести произносит автор, режиссер передал героям и текст поплыл, стал казаться многословным. Иногда спектакль кажется затянутым, порой скучноватым. И все же его появление сильно украсит нынешний московский сезон. Лично я стосковался по такому театру: неспешному, подчеркнуто не развлекающему, ведущему речь о том, что важно. А важны в спектакле, читающем распутинский текст в 2оо6 году, когда Отечественная война с ее проблематикой становится далеким от нас мифом, отношения Андрея и Настены, мужчины и женщины, верной жены, становящейся для загнанного мужа всем на свете. И не беда, что спектакль пропускает многие распутинские мотивы: Андрей, понемногу расчеловечиваясь, не становится подобным волку; не ясно, что его ждет судьба проклятого вечного странника. Постановка Владимира Петрова никоим образом не равна книге но и неудачей ее назвать нельзя. Очень хороши актеры: неловкая, немного нелепая, некрасивая Настена Дарьи Мороз, Андрей Дмитрия Куличкова хищное лицо, повадки загнанного зверя, Сергей Сосновский, играющий здесь четыре роли сразу, по-распутински, по-народному достоверны. В актерских типажах живет эпоха: это лица с фотографий сороковых годов, из военной хроники. А играют здесь обстоятельно, подробно, точно, в добротной реалистической манере исполнительских открытий вроде бы и нет, но ансамбль хорош и ровен. В спектакле есть замечательные моменты: те, кто его видел, надолго запомнят зимовье Андрея: трансформирующийся, затянутый морозными узорами стеклянный куб, и прячущий от людей, и разъединяющий жену и мужа. Удались и последние сцены, когда деревянный помост поднимается, словно река в половодье, а тонущую Настену захлестывает черное сукно задника. «Живи и помни» будут смотреть: публику перекормили коммерческим театром, она стосковалась по серьезным и в то же время понятным ей театральным работам. Таким, как эта негромкая и очень достойная постановка. Пресса Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006 Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006 Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006 Валентин Распутин, писатель: «Я стал терпимее к своим оппонентам», Марина Давыдова, Известия, 17.01.2006 |