Спектакль по уму

Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
С пьесой, а заодно и с именем ее автора, московскую публику три года назад познакомил молодой болгарский режиссер Явор Гардев. Его спектакль «Человек-подушка» привезли тогда на фестиваль «Сезон Станиславского». Зрители смотрели историю про то, как в некоем условном тоталитарном государстве два следователя допрашивают писателя, страшные финалы рассказов которого вдруг стали воплощаться в действительности; смотрели и даже на слух понимали, что этот ирландец, фамилия которого то ли Макдона, то ли Макдонах,- замечательный, а возможно, и выдающийся драматург.

Это уже потом мы узнали, что «Человек-подушка» — скорее исключение, чем правило: обычно Макдонах пишет не о вымышленных странах, а о родной ирландской провинции. Что свою первую пьесу он написал в 1997 году в возрасте 27 — и буквально проснулся знаменитым, достаточно скоро получил престижные лондонские премии и превзошел по популярности таких ярких представителей «новой волны», как Марк Равенхилл и Сара Кейн. Поначалу Макдонаха числили по ведомству драматургии «тебе в лицо» — так критики назвали жесткий, намеренно грубый способ изображения жизни, применяемый новой драмой. Но потом выделили Макдонаха в отдельное направление — уж слишком он оригинален сам по себе.

Во-первых, он умеет придумать увлекательный, почти детективный сюжет — так что зритель, затаив дыхание, следит просто за развитием событий. Во-вторых, он отлично сочиняет диалоги и придумывает очень затейливые роли — а это значит, что актеры играют его пьесы с удовольствием, без того страха, с которым они обычно встречают схематичную современную драматургию. В-третьих и в-главных, Макдонах не просто какой-то ловкий драмодел, он своеобразный и парадоксальный философ.

«Эта пьеса — о наличии Бога,- говорит про „Человека-подушку“ режиссер Кирилл Серебренников, впервые поставивший Мартина Макдонаха в МХТ имени Чехова.- Она о том, что в самом жутком мире, где все должно закончиться наихудшим образом, все-таки есть чудо — и оно побеждает неверие в чудо. Мне кажется, это религиозная пьеса». В спектакле Серебренникова играют Юрий Чурсин, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Сергей Сосновский. По признанию московского режиссера, актеры тоже уверены, что похожая то на душераздирающий триллер, то на социальный гротеск пьеса Макдонаха таит в себе много загадок и интересных сложностей.

Идущего сейчас по всему миру драматурга часто сравнивают со знаменитым автором «Удалого молодца — гордости Запада» Джоном Сингом. И еще театроведы вспоминают в связи с ним Бернарда Шоу — уж больно ирландец остер на язык. Молодые зрители находят в текстах Макдонаха аналогии с Квентином Тарантино и Дэвидом Линчем. Собственно говоря, российским зрителям пора придумывать собственные сравнения — ведь Макдонах идет уже по всей стране, и в Москве было уже несколько постановок, в том числе «Королева красоты» на академической сцене Театра имени Вахтангова. У Кирилла Серебренникова наверняка получится острый и увлекательный спектакль — умения находить для сложных современных текстов убедительную сценическую форму ему не занимать.
Пресса
Дуэтом о «Новой драме», Дмитрий Кириченко, Театральный мир, № 8-9, 10.09.2014
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Где-то сценарий нашел режиссер…, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007