Отцы и клоны на сцене МХАТа

Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Кэрил Черчилль — живой классик английской драматургии — и в этот раз выбрала гиперсовременную тему. В основе сюжета — вопрос об этике клонирования человека, ну и как следствие — проблема отцов и детей. Герои пьесы — отец и несколько его одинаковых сыновей. Отец, как папа Карло, которому предоставили в распоряжение целую поленницу, пытается сделать себе идеального ребенка. Ему нравился исходный материал, но в воспитании он не преуспел. Поэтому неудавшегося ребенка просто сбыл с рук и решил попробовать еще раз. Самый простой и естественный способ воспроизводства его, однако, не устраивал.

Деторождение при современном уровне науки может обходиться без женщин, как если бы буквально: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова? Поэтому драматург смело отмахивается от максимы профессора Преображенского («На кой черт, если любая баба может…»); появилась возможность клонировать — значит, будем. Черчилль решает и другой вопрос: только ли в генах дело? Могут ли люди быть одинаковыми? Нет, не могут. Они могут быть похожи, но каждый — уникален. В сущности, счастливы оказались только те клоны, о существовании которых отец и не подозревал, а значит, не смог искалечить их судьбы.

Режиссер помещает действие в совершенно чеховский сад — скамейки, сумерки, фонарь, деревья. Глядя на героев, прогуливающихся под сенью дикого винограда, сложно поверить, что где-то рядом существуют пробирки с генетическим материалом, высокие технологии и батальоны близнецов. Хочется, чтобы они оставили все эти глупости и принялись бы пить чай и лениво философствовать. Но это все-таки не Чехов, и лопата, простоявшая весь спектакль в углу, ни разу не была задействована.

Михаил Угаров создал очень лаконичный спектакль — в своей манере: никакой демонстрации актерского мастерства и максимум внимания к тексту. Максим Виторган и Дмитрий Плотников сосредоточенно доносят до зрителя трагедию этой странной семьи.

Все беды, конечно, от большого ума. И кажется, клонирование все-таки бесперспективно. Потому что клоны в пьесе умирают один за другим, а произведенный на свет естественным путем папашка живет и здравствует, демонстрируя недюжинную крепость нервов и практикуя йогу. Внимательным слушателям спектакль должен понравиться.
Пресса
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004