Музей имени себя

Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
«Осада» вышла на сцену. В канун премьеры Евгений Гришковец ответил на вопросы НГ. 

 — Постановка во МХАТе — вы этого хотели?
 — Я хотел сделать спектакль, в котором я бы сам в основном не играл и мне не нужно было бы о нем всерьез заботиться. И чтобы эта постановка была сделана не на собственные средства. Надо помнить, что это копродукция МХАТа и «Золотой маски». Я не решился бы самостоятельно шагнуть во МХАТ, потому что не все мои условия были бы выполнены.

 — Что за условия?
 — Мне были нужны определенные артисты, непрофессиональные музыканты, которые будут сидеть на сцене. МХАТ оказался готов к такой странной работе, где нет написанной пьесы.

 — То, что вы сделаете кассу, очевидно. Планируете долгосрочное сотрудничество?
 — Я что-то не вижу, что МХАТ рассчитывает на кассу. Они поставили три премьерных спектакля в октябре, три раза в ноябре. Это очень мало для свежего спектакля. Но в целом МХАТ проявил определенную гибкость и интерес. Работать там скорее трудно, чем приятно. Труднее всего собрать актеров, чтобы не расползались по съемкам. Но это вечная история с хорошими артистами.

 — Знаете о существовании музея имени себя в театре «Ложа» в Кемерове? Там хранится патефон с пластинкой, на которой написано ваше имя, развешаны фотографии, дипломы начала 90-х.
 — Это я еще вешал. Дипломы предназначались зрителям начала девяностых — провинциальному человеку очень важно знать, что то, что он смотрит, имеет оценку где-то там в Москве. Своего мнения провинциальный зритель высказать не решается, потому что не знает контекста. А тут дипломы: ага, можно радоваться. Это важный момент. Но театр не может быть музеем, иначе это уже музей.

 — Как будет называться ваш новый ресторан-кафе-театр? Где это будет?
 — Это будет в центре. Ресторан как таковой меня интересует в меньшей степени, нежели создание на новом уровне, в совершенно новых условиях, в другом городе и при других возможностях приблизительно того, что было в Кемерове. Театр, который показывает спектакли один или два раза в неделю и при этом — удобное, хорошее место, где приятно просто быть. Проектировать будем трансформер. Клубной системы не будет. Накопим десяток спектаклей, которые можно будет посмотреть только там. Пара моих спектаклей, Максим Какосов поставит что-то с московскими актерами. Найдется что играть? Думаю, через год я смогу заказать кому-то спектакль. Помогу кому-то реализоваться.

 — То есть театральное продюсирование — это ваш путь?
 — Да, абсолютно. Меня это интересует. Это интересует и ресторатора Александра Орлова, с которым мы все это затеваем. (Орлов владеет ресторанами «Гоа», «Желтое море», «Старый Токио», “Bookafe”. — «НГ») Хотим, чтобы все было быстрее.
Пресса
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003