Литературная идиллияОльга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Про чтоЖила-была девочка Сонечка, угловатая, неказистая и очень любившая литературу. Литературные переживания отчасти заменяли ей отсутствие собственных сильных эмоций. Стала Сонечка библиотекарем, от бедствий войны уехала в Сибирь, встретила там знаменитого художника Роберта Викторовича. Она его за интерес к французской литературе полюбила, а он ее, понятно, за чистоту в глазах. Поженились, родили девочку Танечку. Когда Танечка подросла, то привела в дом подругу сироту-польку Ясю, которая, спасаясь от голода, научилась приторговывать собственным телом. И тогда у «Роберта Викторовича началась последняя жизнь». И постаревшая Сонечка поняла все? И порадовалась, что мужу под конец жизни выпало такое счастье. И снова заполнила свою душу переживаниями не из реальной жизни, а из литературной, благодаря Бога, что счастье в ее жизни было. Такая вот жизнеутверждающая история. Мнение Литературный текст может быть не менее театральным, чем движущаяся декорация, музыкальные вариации или иные режиссерские находки. Лишь очень немногие актеры, вроде Александра Филиппенко, в последнее время именно в слове, точнее, в литературном стиле черпали театральную энергию. А о том, что слово давно обесценено, не говорил разве что ленивый. Но театр, как и природа, не терпит пустоты. Педагог и теперь уже известный режиссер Марина Брусникина заняла эту пустующую нишу литературного театра когда-то бывшего важной частью нашего театрального прошлого. Она выпустила на Новой сцене МХАТа два спектакля, лишь формально напоминающих художественную читку: сначала «Пролетного гуся» Виктора Астафьева, а затем «Сонечку» Людмилы Улицкой. Актеры здесь похожи на хор, поющий а капелла. Одни и те же роли передаются от актера к актеру, которые меняют тембры, обогащают разными красками, но при этом сохраняют единый исповедальный тон. Кстати, что такое петь а капелла, мхатовская молодежь (плюс Виталий Егоров из «Табакерки», которому некогда прочили оперное будущее) знает не понаслышке: поют Баха и Моцарта, Бетховена и Хачатуряна. Их «инструменты» тела, голоса и души настроены таким образом, чтобы и прозу исполнять как музыку. Из громкой какофонии исторических катаклизмов, которые пришлись на долю нашей страны (война, репрессии, эмиграция, эвакуация, разоренный быт), авторы «Сонечки» извлекают лишь камерную мелодию частной жизни. Пресса Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005 Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002 Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002 Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002 Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002 Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002 МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002 Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 |