Матроскин

Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Новый мхатовский «Тартюф» — во всех смыслах пышное шоу: начиная с декораций и костюмов и заканчивая необъятным Оргоном в исполнении Александра Семчева. Режиссер Нина Чусова отлично знает, как угодить публике: ее «Тартюф» — из тех стопроцентных хитов, которые не снились антрепризам.

Впрочем, кассу новому спектаклю способно обеспечить и простое перечисление действующих лиц и исполнителей: Тартюф, святоша, — Олег Табаков, Госпожа Пернель, мать Оргона, — Ирина Мирошниченко, Эльмира, жена Оргона, — Марина Зудина, Клеант, шурин Оргона, — Авангард Леонтьев? Вы уже, конечно, слышите этот вопрос: «Нет ли лишнего билетика?»

Нынешний «Тартюф» — третья мхатовская постановка хрестоматийной мольеровской комедии о богатом простаке и его хитром приживале. Первую начинал делать Станиславский, и, по свидетельству театральных историков, Василий Топорков в роли Оргона играл в 1939 г. трагедию обманутого доверия. Вторую версию, с Калягиным — Оргоном и Тартюфом — Любшиным, поставил в 1981 г. Анатолий Эфрос: те, кто застал этот спектакль в начале его долгой жизни, вспоминают о легкости и тонком юморе. «Тартюф» Нины Чусовой запомнится, конечно же, совсем другими вещами.

Художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов наладили на сцене красоту не то в новорусском, не то в советско-имперском стиле: темная позолота витиеватых стенных панелей, портрет хозяина дома в массивной раме. Оргон — Семчев появляется на сцене карикатурным капиталистом: синий костюм в широкую полоску, котелок, сигара; в динамиках затихает звук выхлопа мощного авто.

В полосатые костюмы художник Павел Каплевич одел почти всех персонажей, пояснив это решение самым наглядным образом: прижившийся в доме Оргона Тартюф — Табаков носит вместо исподнего тюремную робу.

В этом спектакле вообще все очень прямолинейно и очень броско. Чусова не чурается грубоватых шуток (такого рода комизм особенно сочно отрабатывает Марина Голуб в роли горничной Дорины). Не боится явных переборов: уголовника Тартюфа с татуировкой во всю грудь повсюду сопровождают две роскошные девицы (Варвара Шулятьева и Юлия Галкина) и карлик Лоран (Владимир Федоров, знаменитый ролью тирана Туранчокса в фантастическом фильме «Через тернии к звездам»).

Нина Чусова хочет быть веселой и доходчивой — и то и другое ей, в общем, удается. Ее «Тартюф» недвусмысленно фиксирует на сцене ситуацию, в которой все одновременно помпезно и шатко: уже есть признаки застывания, стремления к новому имперскому стилю, но в порядке вещей как недавнее быстрое обогащение, так и быстрая конфискация имущества, а скрывать уголовное прошлое пока что излишне. В новой постановке все нарочито и напоказ — и Тартюфова наглость, едва-едва прикрытая ленивым лицемерием, и Оргонова не столько доверчивость, сколько способность до последнего отмахиваться от всем очевидных вещей (и Табаков, и Семчев четко и смешно отыгрывают свои актерские задачи). Кажется, самое удивительное в новом «Тартюфе» — то, как запросто соединяются здесь откровенная развлекательность и вполне откровенная социальность. По обоим параметрам спектакль точно прописан в календарном «сегодня» — он хочет быть и метафорой времени, и его продуктом. Вряд ли кто-нибудь назовет эту работу среди удач сезона, но самой показательной она окажется наверняка.
Пресса
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981