МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» — в Африку

Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002
Год назад Министерство культуры РФ и МХАТ им. Чехова объявили драматургический конкурс. Награда — постановка пьесы в главном театре страны — стоила того, чтобы перья драматургов застрочили с утроенной силой. Итоги конкурса были подведены на пресс-конференции, на днях состоявшейся во МХАТе.

Из тридцати работ, присланных на конкурс, жюри отобрало три: «Терроризм» Олега и Владимира Пресняковых, «Смерть Ильи Ильича» (по мотивам гончаровского «Обломова») Михаила Угарова и «Пьемонтский зверь» Андрея Курейчика. Выбранные пьесы, по мнению председателя жюри Олега Табакова, отличаются определенностью во владении формой, наличием хорошо сделанных диалогов и имеют прямое отношение к современности. Последнее замечание относится в первую очередь к пьесе екатеринбуржцев братьев Пресняковых. Несмотря на то, что пьеса была и написана, и отрепетирована до захвата заложников, «Терроризм» у зрителей неизбежно ассоциируется с трагедией «Норд-Оста». Хотя Пресняковы писали о другом терроризме…

Лавров победителя удостоился и молодой драматург из Минска Андрей Курейчик, автор исторической драмы «Пьемонтский зверь». «Предмет моего исследования — духовность человека, от которой современная драматургия отошла, — говорит Курейчик. — Я исследую ее там, где это легче всего делать, — в монастыре». Спасаясь от преследований герцога Нормандского, Изабелла Пьемонтская принимает постриг. В миру эта дама славилась невероятной жестокостью. Она имела обыкновение поджаривать своих врагов на костре и собственноручно заколола брата-предателя. В монастыре в Изабеллу влюбляется блаженная травница сестра Иоанна. Вскоре в обитель попадает раненый рыцарь Жофрей, забота о котором поручается Изабелле. Блаженная Иоанна, приревновав свою возлюбленную к рыцарю, убивает его. Несчастную травницу сжигают на костре, а новоиспеченная монахиня Изабелла отправляется в мир, то есть на войну, мстить врагам отца. Словом, пьеса и взаправду о духовности?

Премьера «Терроризма» состоялась, две остальные пьесы в работе. Спектакль по пьесе Угарова под названием «ОбломОFF» будет поставлен на Новой сцене МХАТа (режиссер Александр Галибин), «Пьемонтский зверь» — на Малой (режиссер Василий Сенин).

Журналисты спросили у Табакова, не хотел бы он сыграть в какой-нибудь из пьес. Олег Павлович ответил, что из всех современных ролей его больше привлекает? Тартюф. Которого он и намеревается сыграть в весенней премьере МХАТа. 

В перспективных планах «Табакерки» как всегда смешная пьеса Виктора Шендеровича «Тезка Швейцера». Где-то в Африке обитает племя людоедов, которые давно уже живут за счет гуманитарной помощи от богатых государств. Под давлением цивилизации людоеды постепенно расстаются со своей звериной природой и многое из себя выжали по капле: детей уже не едят и женщин кушают, только когда очень голодно. И все же молодой человек по фамилии Швейцер приезжает в Африку, чтобы окончательно «перевоспитать» людоедов.
Пресса
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002