Терроризм

Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Вот спектакль на злобу дня. Яркий, буйный, в меру изобретательный, не в меру длинный. Все ингредиенты модного события налицо. Первый — жаждущий обновления МХАТ, который отдал «Терроризму» вторую по величине свою площадку. Второй — бесстрашный режиссер Кирилл Серебренников, постановщик «Пластилина» и «Откровенных полароидных снимков», наполнивший спектакль не сказать что жизнью, но безостановочным физическим действием (хореограф Альберт Альберт). Третий ингредиент — дерзкие парни из провинции, братья Пресняковы. Братья в литературных институтах не обучались. Они филологи. В театре они изобретают велосипед (как известно из истории, этот подход нередко приносит феноменальные плоды). Пресняковы взялись написать пьесу, в которой вообще нет героя и в которой стреляет совершенно не то ружье, что висит на стенке в первом действии. В роли ружья у Пресняковых выступают чемоданы на взлетной полосе. Взрывы домов и самолетов начинаются с того же - разъясняют они в пьесе, — с чего начинается родина: со старой надоевшей собаки, выброшенной из окна, затравленных детей, затюканной юности и въевшегося в подкорку чувства опасности у всех без исключения взрослых. Опасности, которую источают чужие чемоданы, собственные портфели, незнакомые люди, знакомые кавказцы, вода без вкуса, колготки с запахом, отсутствие аппетита и тем более его наличие. В такое время не может быть главного героя — в его действительном и страдательном залоге, и в такое время рвануть может что угодно и когда угодно. Героя в серию пресняковских картинок вписал уже Кирилл Серебренников, позаимствовав его из другой пьесы Пресняковых. Это кудрявый худенький мальчик, слуга просцениума: там поскулит собакой, тут поскрипит качелями, то аккорд возьмет на пианино, иногда просто сидит, ручонки сложив на коленях, — безучастный соглядатай и немой свидетель. Все ждет чего-то.

Первая реакция на сверхактуальный «Терроризм» — плюнуть и забыть, как забывались десять лет назад спектакли о перестройке. Только мальчик этот из памяти не выходит. Худенький, беленький — сидит и глазки таращит: что-то еще случится?
Пресса
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002