Академический минимум

Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Знаете, какие русские драматурги сейчас самые популярные в мире? На первом месте Антон Павлович Чехов, тут и гадать ни к чему. На втором — авторы вот такого пятнадцатиминутного монолога из нового спектакля чеховского МХТ: «Вы откуда, на х?, прилетели сюда?! Я, сколько жил, никак не думал, что в такое е?натство попаду! Вы откуда все прилетели; вы же, я не знаю, в тех же школах учились, у тех же учителей; у тебя же, б?, родители — почти мои ровесники, на х?! Как ты-то получился, из чего?! Вы все?!» Если кто впервые читает эту рубрику, где о них рассказывалось столько раз, сколько они давали поводов, позвольте представить — братья Пресняковы, Олег и Владимир. В Екатеринбурге у Пресняковых был собственный театр — имени Кристины Орбакайте. Они филологи и до последнего времени преподавали в университете. Вели на радио программу «Лучше нету того свету». Хулиганили на местном телевидении. И русскими их можно назвать с натяжкой: они наполовину персы, и я сама была свидетелем, как в Москве милиция проверяла у них на улице документы. В офисе «Золотой маски», в которой участвовали две их пьесы — «Терроризм» в постановке Кирилла Серебренникова и «Пленные духи» Владимира Агеева, — Пресняковым выписали специальную бумажку для милиции: мол, это известные драматурги, участники национального фестиваля. А лондонские агенты Пресняковых подсчитали, что сейчас на земле каждый день где-нибудь играют их пьесы, причем чаще всего — тот самый «Терроризм», мхатовская премьера которого совпала с захватом заложников в Центре на Дубровке. Только речь в нем не о захватах заложников и взрывах шахидов, а о ежедневном, обыденном, скрытом от глаз окружающих и нарастающем, как цепная реакция, насилии. Оно начинается с выброшенной из окна старой собаки, оно во дворе, в постели между любовниками, в офисе, в команде пожарных, так что грохнуть может всюду и в любой момент. Серебренников ввел в спектакль безмолвный персонаж — курчавого тощего мальчика, взиравшего на все с немым изумлением и однажды взвывшего по-собачьи. Откуда этот мальчик взялся — бог весть, но возможно, из другой пьесы Пресняковых, ходившей в ту пору в виде отрывков. Теперь по этой пьесе поставлен отшлифованный до блеска и уморительно смешной спектакль Кирилла Серебренникова — первая премьера нынешнего мхатовского сезона. В сентябре, к слову, МХАТ потерял букву «А» и теперь называется, как в первые годы существования, МХТ, Московский художественный театр. Это вовсе не означает, что он более не является академическим, просто он становится все менее академичным.

«Изображая жертву» — так называется пьеса, главный герой которой, молодой человек с бесполым именем Валя, зарабатывает на жизнь участием в следственных экспериментах. По словам Вали, его занятие — вроде прививки: «Смерти? Я боюсь умереть, поэтому прививаюсь? Я изображаю потерпевших? да? чтобы самому избежать?» Но главное следствие Валя производит у себя дома: мать водит шашни с братом его отца, умершего в результате отравления. Мол-де, Валя не просто Валя, а чистый принц датский. И это не первый случай, когда Пресняковы в пьесе излагают старинные сюжеты в формате новейшей истории. «Пленные духи», к примеру, рассказывали о менаж-а-труа между Белым, Блоком и Менделеевой. И дело там не сводилось к сочинению литературного анекдота, хотя смешно это было до колик. Филологи Пресняковы манипулируют штампами массового сознания, современными фобиями, языком сегодняшней улицы, и если искать голос, что слышней всего в их пьесах, то это голос городского дурачка. Ближайшая премьера в театре Олега Табакова — их пьеса по мотивам Л. Толстого в постановке петербуржца Юрия Бутусова. Спектакль, заметьте, называется «Воскресение. Супер».
Пресса
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Живое — это всегда иное, Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004