Имена

«Выход хорошей книги — это общий праздник»

Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
13 апреля в портретном фойе Московского Художественного театра прошла презентация книги «Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913“. Это книга-исследование, собрание материалов о выпуске знаменитого спектакля Владимира Немировича-Данченко, подготовленное научным сектором Школы-студии МХАТ и Музеем МХАТ. 

Спектакль „Николай Ставрогин“ по роману Федора Достоевского „Бесы“ вышел в МХТ в 1913 году и стал событием не только театральным, но и историческим, и даже несколько скандальным. Это была первая инсценировка „Бесов“ в России. И премьера Немировича-Данченко еще до первого показа собрала вокруг себя огромное количество разнообразной критики и спровоцировала серьезную полемику: самым известным прецедентом стали статьи Максима Горького, обвиняющие спектакль и его создателей в общественно-вредной задумке. „Русская действительность пересыщена страданием, в ней достаточно реального горя“, – писал Горький. Иную позицию заняли Станиславский и Немирович-Данченко, желавшие вынести прозу Достоевского на сцену и через нее раскрыть новые возможности театра. Немирович целенаправленно изъял все политическое из этого спектакля и оставил только трагедию Ставрогина, трагедию человека и его веры. Но в тот момент Горький все же оказался прав: постановка не просуществовала в театре и года. Началась Первая Мировая война, и „Николай Ставрогин“ исчез из репертуара, став слишком мрачным и пессимистичным для своего времени спектаклем.

Книга, выпущенная научным сектором Школы-студии и Музеем МХАТ, раскрывает читателю эти события 1913-го года через письма, статьи и эссе современников постановки. Здесь встречаются тексты Дмитрия Мережковского, Николая Бердяева, Сергея Булгакова и, конечно, сердитые письма Максима Горького.

Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, открывая презентацию книги, поделился мыслями о значении преемственности того опыта основателей Художественного театра: „Какую тему не возьмешь в нашем театре – обо всем можно снимать кино! И эта книга, конечно же, рассказывает о том, что происходило с великими людьми тогда, с теми, кто для нас – иконы! Они завидовали, они страдали… У меня всегда мурашки, когда я вспоминаю, что эти люди, фамилии которых мы читаем на портретах, ходили здесь, творили в этом пространстве!“

Основную часть издания занимает сама инсценировка „Бесов“, которая объясняет инновационные идеи Немировича-Данченко.Те, что представил именно в этом спектакле: работая со сложной прозой, режиссер не расставался с повествовательной частью текста, а вводил образ чтеца, что позволяло сохранить уникальный стиль Достоевского вне диалогов.

Также книга сопровождается иллюстрациями, а точнее эскизами Мстислава Добужинского к спектаклю и фотографиями актеров в образах. Многие гости торжественной презентации отметили красочность нового издания: театровед Алексей Бартошевич назвал красную обложку цветом запекшейся крови. Крови, естественной для спектакля, ассоциируемого с революцией и начинающейся войной, и символизирующей все то, что так волновало самого Федора Михайловича Достоевского.

Этому вторит и заведующая научным сектором Школы-студии МХАТ Инна Соловьева: „Прямо скажем, какое мучительное соединение, когда на одну и ту же страну падают сразу два писателя с мировым масштабом – Толстой и Достоевский, – обращение Инны Натановны прочел на презентации книги Игорь Золотовицкий. – Толстой сопровождал Художественный театр с самого начала его возникновения, был его путеводной звездой. Толстовская бескомпромиссность, его «жизнь не во лжи» – то, чем художественники мерили свои искания в искусстве. У Достоевского путь был более мучительным, тернистым. Но его уровень провозвестия разлада нации был столько же необходим во внутреннем строе театра, который также был выразителем национального начала. Им был внятен тот разлад миров, который, собственно, и запечатлен в великой прозе Достоевского. Страшно запечатлен и страшно предсказан… Выход книги 110 лет спустя кажется мне событием обнадеживающим. Я поздравляю создателей книги, поздравляю вас всех, потому что выход хорошей книги – это общий праздник“.

Завершила мероприятие, посвященное выходу нового издания автор-составитель книги, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина: „Спектакль Немировича-Данченко, его место, его тайные мысли и что это значило для России – я поняла все это только тогда, когда стала этим заниматься. Я осознала, что, когда в МХТ ставили Достоевского, он еще не был иконой, он не был великим писателем. Он стал таким, потому что к нему прикоснулся Художественный театр“. В финале Ольга Владимировна поблагодарила всех причастных к выпуску „Николая Ставрогина…“ и отметила, что научный сектор уже с нетерпением ждет выхода книги о другом известном спектакле Немировича-Данченко по великому роману Достоевского – „Братья Карамазовы“.

Оригинал статьи и фоторепортаж
Пресса
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017
«Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016