Имена

Умерла Инна Соловьева: выпустила десятки книг, посвященных Станиславскому и Немировичу-Данченко, истории МХТ

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 30.05.2024
29 мая на 97-м году жизни скончалась Инна Натановна Соловьева — блестящий теоретик театра и кино, критик и писатель, доктор искусствоведения, автор персональных и сделанных совместно со своим соавтором Верой Шитовой исследований. 

Инна Соловьева прожила почти век, а родилась 16 ноября 1927 года в семье драматург Натана Базилевского-Блюмкина. Она окончила театроведческий факультет ГИТИСа, где ее мастером был легендарный историк театра, критик и завлит МХТ Павел Марков, приучавший своих студентов «шляться». Он так и говорил: «Критик должен шляться». И Инна Натановна смолоду усвоила это правило.

После окончания ГИТИСа Инна Соловьева стала аспиранткой, защитила диссертацию, посвященную истории МХТ в канун 1905 года. Ее статьи публиковались в газете «Советская культура», журналах «Театр» и «Новый мир».

Соловьева написала десятки книг о Станиславском и Немировиче Данченко, МХТ и его Первой студии, о французском и итальянское кино, сделала монографию о выдающемся актере Жане Габене.

На протяжении нескольких десятилетий она вела подробную летопись Московского Художественного театра, свидетелем жизни которого была. Первые спектакли на его сцене Инна Соловьева увидела еще в детском возрасте.

Она возглавляла научно-исследовательский сектор Школы-студии МХАТ, преподавала там историю русского театра, вела мастерскую театральной критики в ГИТИСе, принимала экзамены у аспирантов, присутствовала на защите диссертаций, читала лекции. Она могла задать простой вопрос, который сбивал с толку. Например, такой: «С чего начинается „Борис Годунов“? Первая строка?» Начиналась паника. Но это отличная школа. Со многими своими студентами Инна Натановна поддерживала связь и после окончания учебы, следила за их успехами. А педагогом она была уникальным. История театра в ее изложении подобна захватывающему роману. У нее была неповторимая интонация. Она была открыта миру, всему новому и нетривиальному. Если студенты зачастили в какой-то театр, значит, надо туда идти. К молодым она прислушивалась. И талант в других чувствовала моментально, потому что сама была невероятно одарена.

С 1967 года Инна Натановна была членом комиссии по изучению и изданию наследия Станиславского и Немировича-Данченко. Занимаясь большой историей, непременно следила за тем, что происходит здесь и сейчас. Даже когда не было сил, продолжала ходить на спектакли в сопровождении своих учеников. А когда-то она много ездила по стране, часто в компании своей коллеги и подруги Натальи Крымовой, встречалась с актерами и режиссерами, умела точно, но при этом деликатно, разобрать спектакли. Ее формулировки были точны и непредсказуемы. Их дуэт с Крымовой не имел себе равных. Одна подхватывала другую, и это были фантастические устные рецензии. 

Прощание с Инной Натановной Соловьевой пройдет в МХТ им. Чехова. Дата и время будут объявлены позже.

Оригинал статьи
Пресса
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017
«Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016