Сергей Львович Бертенсон

Имена

(2.7.1885, Териоки — 14.3.1962)

Театральный деятель, литератор. С людьми МХТ сблизился в ранней юности: его отец, петербургский лейб-медик, охотно оказывал врачебные услуги “художественникам” во время их гастролей в столице; в 1918 г. Бертенсон был приглашен в качестве секретаря дирекции; позднее ему поручили должность заведующего труппой и репертуаром. Участвовал в гастролях по югу России и за границей так называемой “качаловской группы” (1919—1922); его предисловием снабжен изданный в Праге сборник “Артисты Московского Художественного театра за рубежом” (1922). Как член правления МХАТ участвовал в заграничных гастролях 1922— 1924 гг. В 1922 — 1926 гг. — заместитель директора Музыкальной студии МХАТ. В его переводе на сцене МХАТ шел “Безумный день, или Женитьба Фигаро”.

Деловитость, вышколенность, дипломатичность, привычка преподносить прежде всего приятную информацию так же могли располагать к этому воспитанному чиновнику (например, к нему хорошо относилась О. Л. Книппер-Чехова; его публично благодарил за литературную и иную помощь М. А. Чехов), как могли возбуждать антипатию. В. В. Шверубович, например, считал: “В вечном споре между “конторой” и артистами, о котором пишет Константин Сергеевич в своей “Этике”, Бертенсон был не только представителем “конторы”, он был ее идеологом”. Существенный интерес для историков МХАТ представляет архив Бертенсона, включающий переписку с Немировичем-Данченко и Книппер-Чеховой. Часть этих материалов вошла в книги К. Аренского “Письма в Холливуд”, 1968 и “В Холливуде с Немировичем-Данченко (1926—1927)”, 1964.
Пресса
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023