Мария Николаевна Германова

Имена

(1883, Москва — 9.4 [?] 1940, Париж)

Актриса, режиссер, педагог. Происходила из семьи московских купцов-староверов. В гимназии была одноклассницей О. В. Гзовской и Е. Н. Рощиной-Инсаровой, рано соприкоснулась с московским кругом декадентов.

Одна из первых учениц возникшей в 1901 г. школы МХТ, с 1902 г. на его сцене. Красота, трепетная нервная сила, острота жизнеощущения обещали трагическую актрису в духе Дузе. Среди ее ранних ролей — эпизоды в “Юлии Цезаре” (1903), юная слепая в “Слепых” Метерлинка (1904), Елена в “Детях солнца” (1905). С ее творчеством, отмеченным вкусом к “большой линии” и одновременно чертами стиля модерн, связаны искания Немировича-Данченко (Агнес,”Бранд”, 1906; Марина Мнишек,”Борис Годунов”, 1907; Роза, “Анатэма”, 1909; Грушенька, “Братья Карамазовы”, 1910; Лиза Протасова, “Живой труп”, 1911; Екатерина Ивановна в одноименной пьесе Андреева, 1912; Дона Анна,”Каменный гость”, 1915; Катя, “Будет радость”, 1916).

В 1919 г. уехала из Москвы сначала в Киев, а потом в Ростов; присоединилась к “качаловской группе”, в 1919 — 1922 гг. игравшей вне Советской России. В этой группе кроме своих прежних ролей (Грушенька, Екатерина Ивановна, Ольга в “Трех сестрах” Чехова, Мамаева в комедии Островского “На всякого мудреца довольно простоты”, Элина, “У врат царства” Гамсуна) играла Елену Андреевну в “Дяде Ване”. В 1922 г. с частью товарищей отказалась вернуться в Москву и возглавила (вместе с Массалитиновым) работу отделившихся (в дальнейшем — так называемая Пражская группа МХТ); отказалась она и от плана Немировича-Данченко, в марте 1923 г. телеграммой приглашавшего Германову принять участие в задуманном им театре, синтезирующем музыку и драму. В ее зарубежный репертуар вошли роли, которые она исподволь готовила еще в МХТ, — Раневская из “Вишневого сада”, Королева из мистерии Рабиндраната Тагора “Король темного покоя”, Эллида из “Дочери моря” Ибсена; играла за рубежом также Катерину из “Грозы” Островского, Медею Еврипида, леди Макбет в монтаже по Шекспиру. Работала в эти годы как режиссер. После распада Пражской группы (1927) играла в парижских труппах Питоева, Бати (Ольга в “Трех сестрах”, королева в “Гамлете”, мать Раскольникова в инсценировке “Преступления и наказания” и др.).

В 1929— 1930 гг. работала в США как режиссер и педагог (“Три сестры” в Лабораторном театре).

Умерла в Париже. Оставила мемуары “Мой ларец”.

Инна Cоловьева
Пресса
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Рождество 1919 года в письмах и дневниках актёров МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.01.2021