Имена | Артист-парадоксалистРоман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 На 55-м году жизни в Москве умер народный артист России Виктор Гвоздицкий один из самых необычных и талантливых современных русских театральных актеров. Одной из знаменитых ролей Виктора Гвоздицкого был Парадоксалист в спектакле Камы Гинкаса «Записки из подполья» в конце 1980-х годов. Название этого персонажа наиболее точно и определило суть актерского дарования Виктора Гвоздицкого. Его игра всегда была парадоксальной, в ней необычайным образом сочетались какая-то праздничная легкомысленность и знание мрачной изнанки жизни. Гвоздицкий на нашей сцене, зараженной стремлением к психологическому правдоподобию, был одним из столпов второй, «оппозиционной», но столь важной для русского театра традиции эксцентрической игры. Виктор Гвоздицкий родился в 1952 году в Краснодарском крае в семье машиниста паровоза и учительницы математики. Театральное образование он получил в Ярославле, на родине русского профессионального театра. После окончания училища отправился в Ригу, где несколько сезонов отработал в знаменитом в ту пору Рижском ТЮЗе под руководством Адольфа Шапиро. Но признание пришло к Виктору Гвоздицкому в Ленинграде, куда он, приглашенный работать в Театр комедии, перебрался в середине 1970-х годов. Индивидуальность актера всегда привлекала режиссеров самых разных вкусов и направлений. Известность в театральном Ленинграде Гвоздицкий получил прежде всего в знаменитых спектаклях Петра Фоменко в Театре комедии «В этом милом старом доме» и «Лес». Но в эти же ленинградские годы он сыграл у Льва Додина, Романа Виктюка и Генриетты Яновской. На него обратил внимание даже театральный бог города Георгий Товстоногов, пригласив на подмостки БДТ. В 1984 году Гвоздицкий сыграл Тень в одноименном знаменитом спектакле Николая Акимова, восстановленном режиссером Юрием Аксеновым. Роль в сказке Евгения Шварца для Виктора Гвоздицкого стала этапной. Иронический склад ума и таланта актера, изобретательность и подвижность его игры, удивительный сплав изящества и отчаяния позволили критикам говорить о нем как об идеальном акимовском актере, хотя самого Николая Акимова к тому времени уже не было в живых. Но по-настоящему судьбоносной стала встреча Виктора Гвоздицкого с Камой Гинкасом: в Мастерской молодого актера и режиссера они сделали спектакль «Пушкин и Натали». По смелости отношения к хрестоматийному литературному и историческому материалу равных этому спектаклю в театре того времени не было. В 1985 году Гвоздицкий переехал в Москву и работал в театре «Эрмитаж» еще у одного очень оригинального режиссера Михаила Левитина. Актер сыграл в спектаклях «Нищий, или Смерть Занда» Юрия Олеши и «Вечер в сумасшедшем доме» по Александру Введенскому, и о нем впору было говорить как об идеальном обэриутском актере. Очевидно, что режиссеров привлекало удивительное умение Гвоздицкого соединять в своих героях житейскую беспечность и романтическое раздражение, насмешку и наивность, едкий ум и готовность витать в облаках. Какой-нибудь Эжен Лабиш («Соломенная шляпка») мирно уживался в его репертуаре с Достоевским: на уже упомянутые «Записки из подполья» и «Играем'Преступление'» Камы Гинкаса рвалась вся театральная Москва. Надо сказать, что Виктор Гвоздицкий оставался исключительно театральным актером, кино он не любил, и оно, надо сказать, отвечало актеру взаимностью. В середине 1990-х его позвали во МХАТ Олег Ефремов в конце жизни видел в Гвоздицком необходимую для усталой труппы Художественного театра прививку другого стиля игры. Гвоздицкий сыграл Тузенбаха в последних ефремовских «Трех сестрах» и репетировал главную роль в вышедшем уже после смерти худрука МХАТа «Сирано де Бержераке». А последним его главным режиссером стал Валерий Фокин: сначала Виктор Гвоздицкий сыграл в спектакле Центра имени Мейерхольда роль великого теоретика и мученика театра Антонена Арто, а потом даже перешел по приглашению господина Фокина в труппу петербургского Александринского театра, где сыграл в «Двойнике» Достоевского. Природа таланта Виктора Гвоздицкого определила его судьбу. Он обречен был быть странником и одиночкой. Жизнь его героев была одновременно безумным праздником и праздничным безумством. Персонажи Виктора Гвоздицкого с вызовом и насмешкой умели заглядывать в ту бездну, в которую вчера ступил и сам этот ни на кого не похожий артист. Пресса Сюжеты из жизни Гвоздицкого, Валерий Семеновский, Театрология, 30.09.2021 Гвоздик, Витторио, Уксус и Ужас Васильевич, Валерий Семеновский, Знамя, 15.08.2021 Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015 Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий о Николае Шейко, Петербургский театральный журнал, 24.05.2015 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003 Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002 Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002 Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002 В театре надо быть смиренным
, Александр Строганов, Век, 18.10.2002 Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002 Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю
, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002 Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002 Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002 Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002 Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru |