Народный артист РСФСР

Иван Михайлович Кудрявцев

Портретное фойе

(4.1.1898, село Муравьищи, Московская губ.— 12.2.1966, Москва) Актер, педагог. Народный артист РСФСР (1948).

Сын сельского священника. После окончания духовной семинарии в 1917 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета (закончил в 1925). Одновременно в 1918—1922 гг. занимался в студии М. А. Чехова, 28 января 1919 г. был в числе прочих учеников представлен Станиславскому (в дневнике отметил: “Исторический день”). В 1922 — 1924 гг. — в школе Третьей студии. Был руководителем группы актеров “Наша студия”. В июле 1924 г. поступил в МХАТ. Сыграл здесь 46 ролей, начав, как многие, с вводов в “Царя Федора Иоанновича” (играл тут стольника, стремянного, гонца и князя Андрея Шуйского). Был занят в “Пугачевщине” (первый мятежник и Творогов). Знаменитым Кудрявцев проснулся после премьеры “Дней Турбиных”. В его Николке с первых фраз, с легкого напева под гитару “Туманно… Ах, как все туманно!..” отзывался общий нерв спектакля: мотив напряжения молодых сил и мотив ожидания судьбы. Готовность к судьбе не истребляла в нем нежной теплоты. Младший Турбин, которому еще предстояло держать на руках умирающего брата на лестнице их гимназии, самому получить пулю в ногу и устало закрыть глаза, сказавши сестре странную солдатскую фразу — “убили командира”, — оставался домашним мальчиком, мальчиком из квартиры, где пахнет шоколадом от старых книг. Мотив юности и судьбы остро прошел по ролям Кудрявцева. Вслед за Николкой он сыграл бездомного студента Мишу, который с легкой, почти веселой покорностью идет за кликнувшим его мужиком Вершининым (“Бронепоезд 14-69”). Следующая его роль была в “Блокаде”: Кудрявцев играл “необыкновенно нежного и задумчивого комсомольца Дениску. Была в этом рабочем пареньке в кепке и в простой куртке какая-то заражающая вера в революцию, бесконечная отдача ей всего себя” (П. Марков. В Художественном театре. М. , 1976, с.239). Цикл завершался ролями Матвеева в “Нашей молодости” и Тятина в “Егоре Булычове и других”, остро дополняясь полулегально сыгранной на гастролях ролью Алеши в “Братьях Карамазовых” (1930) и ролью Пети Мелузова в “Талантах и поклонниках”, которую актер подготовил под руководством Станиславского. Критики отмечали, что психологическая точность ролей Кудрявцева соединяется с точностью социальной. С годами актер все больше тяготел к жесткому контуру, к некоторой сокращенности образа (вводы на роли Михаила Скроботова во “Врагах” и Михаила Ярового в “Любови Яровой”, Мирон Горлов в “Фронте”). На редкость сильной была его работа в “Победителях”, где он сыграл обугленного войной, живущего только ненавистью и боем лейтенанта Федорова. В 1959 г. он вслед за В. А. Орловым играл в “Золотой карете” роль контуженного полковника Березкина — воплощение мстительной совести. Последней ролью Кудрявцева стал старец Зосима в “Братьях Карамазовых” (1960): он находил единство крайнего телесного изнеможения и ясности духа, которая, казалось, и проистекала из истаивания плоти.
Кудрявцев преподавал актерское мастерство в Школе-студии, ГИТИСе, ВГИКе, Московской консерватории. В 20-е гг. много работал в Литературном совете МХАТ с П. А. Марковым. Он был человеком не только весьма образованным, но и человеком глубокого и оригинального ума. Его многолетние дневниковые записи хранятся в музее МХАТ. 

И. Соловьева