Народный артист СССР Павел Владимирович Массальский | ||
Имена | (22.8.1904, усадьба Липяги — 15.12.1979, Москва) Актер, педагог. Народный артист СССР (1963). Родился в семье юриста. Учась в гимназии, посещал Шаляпинскую студию (1918). Был приглашен в студию Завадского, который, вступив в МХАТ, отрекомендовал его туда. С 1924 г. Массальский — «разовый сотрудник» (шутливо рассказывал, как Станиславский репетировал с ним сцену в саду в «Царе Федоре Иоанновиче» — роль соловья). В 1927 г. сыграл романтического Роже де Линьера в «Сестрах Жерар» и пленного канадского солдата в "Бронепоезде'', которого «упропагандировывает» Васька Окорок. Готовый к экспромту и в то же время добросовестный в работе, Массальский сыграл множество вводов, срочных замен. Был занят во многих спектаклях по современным пьесам: Николка, «Дни Турбиных» (ввод вместо И. М. Кудрявцева, 1929); Емельян,"Квадратура круга''; Горшанов, «Взлет»; Лясковский, «Наша молодость», 1930(в 1931 играл тут Безайса); в «Чудесный сплав» вводился на роли Пети (1935) и Яна Двали (1936); в «Любови Яровой» имел роль Елисатова (1936). Он принимал роли после Качалова (Барон, «На дне», 1939; От автора, «Воскресение», 1952; Захар Бардин, «Враги», 1968), после Завадского (граф Альмавива, «Женитьба Фигаро», 1938), после Хмелева (Тузенбах, «Три сестры», 1941), после Кедрова (Манилов, «Мертвые души», 1938), после Прудкина (Кастальский, «Страх», 1932; прокурор Бреве, «Воскресение», 1937; Вронский, «Анна Каренина», 1940), и нередко (как в «На дне» и в «Анне Карениной») выходил из положения с честью. Однако в репертуаре МХАТ было мало места для этого элегантного красавца с виолончельным голосом и вкусом к шутливой легкости, для его нарядной и занятной техники. Наиболее памятное создание Массальского — враль Джингль («Пиквикский клуб», 1934): куцый и лихой зеленый фрак, остроугольные движения, удлиненные линии, синкопы стремительной речи, чертовский жар. В Джингле были раскрепощены дарования актера — веселый и свободный уход от себя, быстро схватываемая и забавно преувеличенная характерность, живой в своей необычности ритм. Та же грация актерской свободы и пронизанностъ живого рисунка особым театральным светом была у Массальского, когда он играл беспутного, шалого Чарльза Серфеса («Школа злословия», 1940). Играя лорда Горинга («Идеальный муж», 1945), он поймал звук салонной комедии, порхаю?щую колкость парадоксов. К циклу ролей, отмеченных законченностью и изяществом формы, примкнули более поздние работы: Вово в «Плодах просвещения» (1951), Городулин, «На всякого мудреца довольно простоты» (1973). В послужном списке актера заметны также Молчалин, «Горе от ума» (1938), Панин, «Русские люди» (1943), Николай Шаблов, «Поздняя любовь» (1949), Николас Динери, «Осенний сад», (1956), Лестер, «Мария Стюарт» (1957), Итен Хоули, «Зима тревоги нашей» (1964), Босс Финли, «Сладкоголосая птица юности» (1975). С 1947 г. Массальский — один из ведущих педагогов Школы-студии: среди его выпускников — Т. Доронина, О. Басилашвили, Е. Евстигнеев, М. Козаков, В. Сергачев и др. И. Соловьёва Пресса Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024 Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Телеверсия спектакля «Сладкоголосая птица юности» и рассказ Григория Заславского о постановке, Культура.РФ, 11.05.2020 Телеверсия спектакля «Мария Стюарт» и рассказ Бориса Любимова об истории постановки, Культура.РФ, 2015 Вспоминая старый МХАТ. Павел Массальский, Всеволод Шиловский, телеканал «Культура», 5.06.2013 Павел Массальский. Творческий портрет. 1964 г., Старое радио |