Алла Назимова

Имена

(23.5.1879 [1876 ?], Ялта — 13.7.1945, Лос-Анджелес)

Настоящее имя Аделаида Яковлевна Левентон.

Актриса. Училась в Швейцарии драматическому искусству и танцу, в Москве окончила Филармоническое училище в 1899 г. и играла в народных сценах спектаклей МХТ с его открытия (цветочница в “Венецианском купце”, эльф в “Потонувшем колоколе”). Яркая, своенравная, честолюбивая, Назимова отсюда ушла в провинцию, играла в труппе Орленева, гастролируя с ним по России, а потом и за рубежом (1904—1906, Берлин, Лондон, Нью-Йорк). После разрыва с Орленевым осталась в США. В рамках антрепризы Шубертов в Нью-Йорке, выучив английский язык, сыграла спектакли по пьесам Ибсена “Гедда Габлер”, “Кукольный дом”, “Строитель Сольнес”, а также в нескольких современных социальных драмах. Популярность ее была так велика, что в 1910 г. открылся Театр Назимовой (позднее Театр на 39 й стрит). К 1918 г. ее театральная слава сходила на нет, но Назимова добилась триумфов в Голливуде (“Око за око”, “Видение”, “Уличная Мадонна”). Успех позволил ей начать снимать свои собственные картины, из которых знаменитыми были фильм 1921 г. “Камелия” (т. е. “Дама с камелиями”) с Рудольфо Валентино в роли Армана и “Саломея” (1923) со сценографией на основе произведений Обри Бёрдслея.
Острая, пряная чувственность, экзотичность актрисы и образ жизни на роскошной вилле “Сады Аллаха”, порождавший соблазнительные слухи, кажутся противоположными этике школы, с которой Назимова себя связала смолоду. Однако её облик и судьба, как и судьба и облик других воспитанниц школы МХТ (Ида Рубинштейн, Наталья Волохова — “снежная маска” Александра Блока, да и Алиса Коонен и Вера Барановская), существенны для пони¬мания взаимосвязей Художественного театра со стилем и нравственной типологией модерна.