Николай Ефимович Эфрос

Имена

(1867, Москва — 6.10.1923, Москва)

Критик и историк театра.

Закончил юридический факультет Московского университета, печатался с 1891 г. Был постоянным автором “Русских ведомостей”, выступал с обзорами московских сезонов в “Ежегоднике императорских театров” и т.д. В 1896 г. рецензировал “Отелло” в Обществе искусства и литературы, писал о выпускниках Немировича-Данченко, напечатал беседу со Станиславским об его планах общедоступного театра. С возникновения Художественного театра следил за его движением, не пропуская, кажется, ни одного спектакля; к 15‑летию МХТ опубликовал большую работу “Детство Художественного театра”. В дальнейшем появился ряд монографий — “Три сестры” (1919); “Вишневый сад” (1919); “На дне” (1923); “Станиславский” (1918); “Качалов” (1919); “Московский Художественный театр. 1898—1923” (1924). Отдельные книги Эфрос посвятил постановке Первой студии “Сверчок на печи” по Диккенсу и истории театра Балиева “Летучая мышь”. После Октября много сделал для сохранения культурного наследия, редактируя созданный по инициативе Немировича-Данченко журнал “Культура театра”, работая в Наркомпросе и в ГАХН (Государственная академия художественных наук). В первую годовщину смерти Эфроса Станиславский выступил в МХАТ с речью на вечере его памяти, благодарно очертив абрис ушедшего и проанализировав природу отношений артиста и критика, в данном случае — “неправоту отношения артиста к критику”.

И. Соловьёва