Дмитрий Николаевич Орлов
Народный артист РСФСР, Лауреат Сталинской премии
(8 (20).5.1892, Спасск Рязанской губ.- 19.12.1955)
Актер, мастер художественного слова.
Народный артист РСФСР (1943).
В труппу МХАТ вступил в поздние свои годы, в пору Великой Отечественной войны, когда присущий ему национальный склад дарования, артистическая склонность к передаче народных типов особенно поднялись в цене.
Орлов имел за плечами долгий опыт; в 1920 г. встретился в Новороссийске с Всеволодом Мейерхольдом, который два года спустя принял его в свои Высшие театральные мастерские и в труппу Театра Революции. Здесь он играл характерно-сатирические роли — Юсов, «Доходное место» А. Н. Островского (1923), Семен Рак, «Воздушный пирог» Б. С. Ромашова (1925), Редуткин, «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928). В спектакле «Поэма о топоре» (пьеса Н. Ф. Погодина, постановка А. Д. Попова, 1931) Орлов раскрылся другой гранью: сохраняя юмор и вкус к характерности, он сыграл удальца и русского умельца Степана. Во время войны сыграл Глобу в «Русских людях» К. М. Симонова, вложив в эту роль то знание национального характера и ту естественную эпичность, которая в 40-е гг. делала неотразимой его радиоинтерпретации романов Шолохова, поэм Некрасова и Твардовского.
С 1944 г. вошел в труппу МХАТ, но был здесь мало использован: ему досталась проходная работа — Ждановский в «Офицере флота» А. А. Крона (1945), вводы в «Мертвые души» на роль Манилова (1945), в «Воскресение» на роль священника и в «Анну Каренину» на роль Капитоныча (1953). Роли, которые были ему здесь назначены — Дергачев в «Последней жертве» (1946), Лука в «На дне» и Перчихин в «Мещанах» (1950), несомненно соответствовали его творческой натуре, как и роль Конюкова в «Днях и ночах» К. М. Симонова (1947), однако общий поворот Художественного театра в конце 40-х гг. к помпезному и официальному строю «главных» постановок делал природно зоркий, то ласковый, то ехидный, но всегда житейски точный талант Орлова как бы «не ко двору».
И. Соловьева
Актер, мастер художественного слова.
Народный артист РСФСР (1943).
В труппу МХАТ вступил в поздние свои годы, в пору Великой Отечественной войны, когда присущий ему национальный склад дарования, артистическая склонность к передаче народных типов особенно поднялись в цене.
Орлов имел за плечами долгий опыт; в 1920 г. встретился в Новороссийске с Всеволодом Мейерхольдом, который два года спустя принял его в свои Высшие театральные мастерские и в труппу Театра Революции. Здесь он играл характерно-сатирические роли — Юсов, «Доходное место» А. Н. Островского (1923), Семен Рак, «Воздушный пирог» Б. С. Ромашова (1925), Редуткин, «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928). В спектакле «Поэма о топоре» (пьеса Н. Ф. Погодина, постановка А. Д. Попова, 1931) Орлов раскрылся другой гранью: сохраняя юмор и вкус к характерности, он сыграл удальца и русского умельца Степана. Во время войны сыграл Глобу в «Русских людях» К. М. Симонова, вложив в эту роль то знание национального характера и ту естественную эпичность, которая в 40-е гг. делала неотразимой его радиоинтерпретации романов Шолохова, поэм Некрасова и Твардовского.
С 1944 г. вошел в труппу МХАТ, но был здесь мало использован: ему досталась проходная работа — Ждановский в «Офицере флота» А. А. Крона (1945), вводы в «Мертвые души» на роль Манилова (1945), в «Воскресение» на роль священника и в «Анну Каренину» на роль Капитоныча (1953). Роли, которые были ему здесь назначены — Дергачев в «Последней жертве» (1946), Лука в «На дне» и Перчихин в «Мещанах» (1950), несомненно соответствовали его творческой натуре, как и роль Конюкова в «Днях и ночах» К. М. Симонова (1947), однако общий поворот Художественного театра в конце 40-х гг. к помпезному и официальному строю «главных» постановок делал природно зоркий, то ласковый, то ехидный, но всегда житейски точный талант Орлова как бы «не ко двору».
И. Соловьева