Народный артист РСФСР, Лауреат Сталинской премии Дмитрий Николаевич Орлов | ||
Имена | (8 (20).5.1892, Спасск Рязанской губ.- 19.12.1955) Актер, мастер художественного слова. Народный артист РСФСР (1943). В труппу МХАТ вступил в поздние свои годы, в пору Великой Отечественной войны, когда присущий ему национальный склад дарования, артистическая склонность к передаче народных типов особенно поднялись в цене. Орлов имел за плечами долгий опыт; в 1920 г. встретился в Новороссийске с Всеволодом Мейерхольдом, который два года спустя принял его в свои Высшие театральные мастерские и в труппу Театра Революции. Здесь он играл характерно-сатирические роли — Юсов, «Доходное место» А. Н. Островского (1923), Семен Рак, «Воздушный пирог» Б. С. Ромашова (1925), Редуткин, «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928). В спектакле «Поэма о топоре» (пьеса Н. Ф. Погодина, постановка А. Д. Попова, 1931) Орлов раскрылся другой гранью: сохраняя юмор и вкус к характерности, он сыграл удальца и русского умельца Степана. Во время войны сыграл Глобу в «Русских людях» К. М. Симонова, вложив в эту роль то знание национального характера и ту естественную эпичность, которая в 40-е гг. делала неотразимой его радиоинтерпретации романов Шолохова, поэм Некрасова и Твардовского. С 1944 г. вошел в труппу МХАТ, но был здесь мало использован: ему досталась проходная работа — Ждановский в «Офицере флота» А. А. Крона (1945), вводы в «Мертвые души» на роль Манилова (1945), в «Воскресение» на роль священника и в «Анну Каренину» на роль Капитоныча (1953). Роли, которые были ему здесь назначены — Дергачев в «Последней жертве» (1946), Лука в «На дне» и Перчихин в «Мещанах» (1950), несомненно соответствовали его творческой натуре, как и роль Конюкова в «Днях и ночах» К. М. Симонова (1947), однако общий поворот Художественного театра в конце 40-х гг. к помпезному и официальному строю «главных» постановок делал природно зоркий, то ласковый, то ехидный, но всегда житейски точный талант Орлова как бы «не ко двору». И. Соловьева |