Имена | Блуждание по вертикалиМарина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 Одна из главных театральных премьер года спектакль «Господа Головлевы» в МХТ им. Чехова. Режиссер Кирилл Серебренников создал моралите времен братьев Пресняковых: отказываясь от всякого подобия психологизма, он рассказывает о жизни Антихриста среди нелюдей Марина Давыдова.Евгений Миронов сыграл в новом спектакле Кирилла Серебренникова Иудушку Головлева. Точнее говоря, он сыграл анти-Мышкина, создав в МХТ жуткого двойника своего экранного героя. Обе эти роли первую (Мышкина) в БДТ, вторую (Иудушку) в Художественном театре играл когда-то гений русской сцены Иннокентий Смоктуновский. Если задуматься, на Миронове лежит какой-то непомерный груз ответственности. За все актерское поколение разом, разменявшее свой совокупный талант на сценические пустяки, примитивные сериалы, кич, трэш, далее везде Смоктуновскому было легче. В его времена халтура еще не захлестнула владения Мельпомены мутным весенним селем, а рядом с ним или неподалеку от него творили другие титаны актерского цеха Андрей Попов, Олег Борисов, Евгений Евстигнеев, всех не перечислишь. Планка была укреплена на рекордной высоте. Теперь она уже почти лежит на земле, и рядом с Мироновым назвать фактически некого. Нету никакой плеяды. Дело даже не в масштабе дарования, а в умении им распорядиться. Ведь Миронов единственный артист своего призыва, со старомодной серьезностью воспринимающий работу над ролью как неустанную работу души. После «Господ Головлевых» стало окончательно ясно, что Серебренников, режиссер с громкой и, как казалось поначалу, несколько легкомысленной славой, тоже расположен к трудным духовным поискам и интересен в своих несовершенствах даже больше, чем в очевидных сценических победах. В его «Головлевых», в отличие от его же шумного прошлогоднего «Леса» (социального бурлеска, не тронутого никакой метафизикой), есть тягостные моменты сценической скуки, но есть и потрясающие прозрения. Это попытка предъявить нам классическую историю гибели семьи в ее постмодернистском изводе с резкими перепадами из эпики (многочисленные флэшбэки в детство героев) в фантасмагорию (тут покойники запросто разгуливают по сцене в черных пиджаках со шнуровкой вместо пуговиц), а оттуда в едкий щедринский фельетон. Попытка кажется тем более отчаянной, что в середине 80-х здесь, во МХАТе, «Господ Головлевых» со Смоктуновским поставил не кто-нибудь, а грандиозный мастер эпического жанра Лев Додин. Театральные портреты в его многофигурной композиции были нарисованы маслом. Со светотенью и сложным набором цветов. У Серебренникова иная сценическая живопись: в ней меньше полутонов, но больше броской плакатной точности. Нет глубины, но есть выпуклость. Действующие лица похожи у него на мелкую нечисть, решившую жить сообразно людским порядкам, а владения Головлевых, несмотря на отдельные приметы советского быта ундервуд, школьные формы сироток с фартучками, ни с каким конкретным временем не связаны. Это место (художник Николай Симонов) вообще вне времени и даже вне жизни. Это гиблое место. Оно напоминает разом загон для убоя скота, какое-то потустороннее зазеркалье, покрытый белыми мешками-сугробами погост. И мастер умертвий Порфиша чувствует себя на этом погосте хозяином. Он не просто мерзок. Он именно что богомерзок ласковый душегуб с интонациями князя Мышкина. Антихрист опасен своим удивительным сходством с Христом. Иудушка Миронова страшен в первую очередь своим пародийным сходством с самым светлым героем русской литературы. Смирение без способности к прощению, самоограничение без способности к самопожертвованию, боязнь греха без способности к любви это недохристианство хуже безбожия. В нем не отрицание, но извращение истины. И оно точно от лукавого. Едва ли не главной и совершенно изумительной придумкой мхатовского спектакля является то, как крестятся здесь персонажи. Кто-то (крыска Улита) совершает мелкие движения от плеча к бедру, кто-то чертит у груди эдакие треугольники. Но ни один не совершает крестного знамения целиком. Кажется, соверши его кто-то хоть раз, и все вокруг рассыплется в прах, как в какой-нибудь киношке про упырей. Но удивительнее и точнее других «крестится» Иудушка. Он быстро водит пальцами ото лба к причинному месту, напрочь пропуская горизонтальное движение. Это действительно здорово придумано. Ведь для христианства взаимоотношения человека с Богом (вертикаль) и взаимоотношения с другими людьми (горизонталь) в равной степени важны. Но в мире, сочиненном Серебренниковым, нет человеческого измерения. Только вечное блуждание между низом и верхом, бренным и бестелесным. Как ни парадоксально, человеческого измерения (не в онтологическом, а в сугубо театральном смысле) оказывается лишен и сам этот, удивительно сильно придуманный, спектакль. В нем есть вертикаль, но нет горизонтали. Есть мысли о вечном, но нет о человеческом. Нет характеров, и уж тем более нет их развития (ни у кого, кроме, разве что, Арины Петровны Головлевой, матери вымирающего семейства, прекрасно сыгранной Аллой Покровской в старой психологически выверенной манере). Есть лишь выразительные знаки грехов и пороков. У Додина все герои романа были людьми со своей историей падения и способностью к позднему раскаянью. Все даже кровопивушка Порфиша. Смоктуновский играл его человеком, ставящим эксперимент над собственной душой. Он был жертвой этого эксперимента в той же степени, в какой и его отходящие в мир иной домочадцы. Миронов играет не погубление собственной души, а ее отсутствие. Не темные человеческие бездны, а эдакую черную дыру, в которую, как ни вглядывайся, ничего, кроме оттенков черноты, не увидишь. Он виртуозно демонстрирует вкрадчивое, липкое, всюду проникающее зло и всепоглощающую пустоту а у пустоты не может быть развития. Спектакль обрастает все новыми и новыми подробностями, проясняющими основную мысль (от напоминающих мушиные «ангельских» крылышек, вырастающих за спиной у сладкоречивого Иудушки, до призрака Головлева, похожего на огромную марионетку, которой юркие руки кукловодов придают, в свою очередь, сходство с пауком), но сама мысль вертится по кругу. Так, как поставил «Головлевых» Додин, можно было ставить «Карамазовых» или, на худой конец, «Село Степанчиково». Щедрин был увиден тут глазами Достоевского. «Головлевы» Серебренникова эдакое моралите времен братьев Пресняковых, где иронический прищур не отменяет важности разговора, но и не предполагает движения вглубь. Только вверх и вниз по вертикали. Несмотря на фантастический талант режиссера и исключительную серьезность его намерений, это ведь тоже немного от лукавого. Пресса Легенда «Современника» и МХТ. К юбилею Аллы Покровской, Филипп Марков, Babr24, 18.09.2022 «Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, Анна Шалашова, ТАСС, 27.06.2019 Последние аплодисменты: в Москве простились с актрисой Аллой Покровской, Вести.Ru, 27.06.2019 Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской. Фоторепортаж, Московский комсомолец, 27.06.2019 Прощание с Аллой Покровской, видеосюжет «Московского комсомольца», 27.06.2019 На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский комсомолец, 27.06.2019 В Москве простились с Аллой Покровской, фоторепортаж kino.mail.ru, 27.06.2019 В Москве простились с Аллой Покровской, видеосюжет телеканала «Культура», 27.06.2019 Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, ЗОНД Новости, 27.06.2019 В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, видеосюжет Первого канала, 27.06.2019 В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ТАСС, 27.06.2019 Памяти Аллы Покровской, Сергей Коковкин, Анна Родионова, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019 Царство Покровской, Виктория Пешкова, Культура, 26.06.2019 Вспоминая Аллу Покровскую, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2019 Алла Покровская. Тень гениев, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 26.06.2019 Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 25.06.2019 Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.06.2019 «Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019 «Я старалась не мешать Ефремову». Скромное счастье Аллы Покровской, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 25.06.2019 Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.ru, 25.06.2019 Школа Аллы Покровской, Авангард Леонтьев, Известия, 25.06.2019 Алла Борисовна Покровская 18.09.1937–25.06.2019, Экран и сцена, 25.06.2019 Актриса и театральный режиссер Алла Покровская. Досье, Елена Слободян, Аргументы и факты, 25.06.2019 «Её любили абсолютно все
», Анна Тимина, Театрал, 25.06.2019 Современница «Современника», Коммерсантъ, 25.06.2019 «Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, 25.06.2019 Теплый свет: ушла из жизни Алла Покровская, Известия, 25.06.2019 Гафт о кончине Аллы Покровской: Не могу прийти в себя!, Национальная служба новостей, 25.06.2019 Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким народной артистки РСФСР Аллы Покровской, агентство городских новостей «Москва», 25.06.2019 На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, видеосюжет телеканала «Культура», 25.06.2019 «Константа искренности и правды». Воспоминания об Алле Покровской, ТАСС, 25.06.2019 Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.06.2019 Главные роли Аллы Покровской. Какой мы запомним актрису «Современника» и МХТ имени Чехова, официальный сайт Мэра Москвы, 25.06.2019 Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, видеосюжет Первого канала, 25.06.2019 Мэр Москвы поздравил с днём рождения народную артистку РФ Аллу Покровскую, официальный сайт Мэра Москвы, 18.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Алла Покровская в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 1.12.2017 «Ему можно было простить всё». Документальный фильм к юбилею Олега Ефремова, Первый канал, 1.10.2017 Александр Калягин Алле Покровской: «Как я хотел заманить тебя в свой театр!», Театрал, 18.09.2017 Никита Ефремов: «Алла Борисовна тонко слышащий человек», Театрал, 18.09.2017 Сергей Собянин поздравил Аллу Покровскую с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 18.09.2017 Сегодня отмечает юбилей Алла Покровская, телеканал «Культура», 18.09.2017 Дмитрий Медведев поздравил Аллу Покровскую с юбилеем, сайт Правительства России, 18.09.2017 Другая Алла Покровская, Виктор Борзенко, Театрал, 14.09.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 «Зритель хороший, но испорчен телевидением», Денис Сутыка, Театрал, 9.11.2016 100-й «Дом». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.10.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Сбор труппы в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 2.09.2015 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Вячеслав Невинный. Смех сквозь слезы, Первый канал, 6.12.2014 Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014 В МХТ сегодня вручали «Чаек», телеканал «Культура», 30.10.2014 Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 18.09.2014 Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013 Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013 Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013 На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 Алла Покровская принимает поздравления, видеосюжет телеканала «Культура», 18.09.2012 Дмитрий Медведев поздравил артистку Аллу Покровскую с юбилеем, РИА-Новости, 18.09.2012 Мэр Москвы поздравил с 75-летним юбилеем актрису Аллу Покровскую, РИА-Новости, 18.09.2012 Алла Покровская отмечает юбилей, телеканал «Культура», 18.09.2012 «Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009 Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009 Молчание золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Между старшим и новым поколениями яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, 21.10.2006 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 Алла Покровская: «У меня счастливая способность не помнить обид»., Светлана Полякова, Культура, 21.04.2005 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 |