Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии Андрей Алексеевич Попов | ||
Имена | (12.4.1918, Кострома-10.6.1983, Москва) Актер, режиссер. Народный артист СССР (1965). Сын А. Д. Попова. Учился в студии при ЦТКА, на сцене этого театра с 1940 г. В МХАТ пришел в 1974 —м уже зрелым мастером, первое время совмещая актерский труд здесь с обязанностями худрука Театра им. Станиславского, где он собрал талантливых молодых режиссеров (А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз), но не сумел отстоять их от нажима партийного начальства и сам ушел в отставку (1979). Попов рано выработал достоверность сценического присутствия, мастерство исчерпывающего штриха. Грация и чисто водевильная подвижность темперамента (Сильвен в «Копилке» Лабиша, 1945) сочеталась у молодого актера с житейской наблюдательностью, мягкостью (Володя Слезкин в спектакле «Степь широкая», 1949) и с глубиной психологического анализа, в том числе и с глубиной анализа человека пустого (Хлестаков, 1951). Наиболее плодотворными были, однако, поздние годы артиста, когда он сыграл царя Иоанна Грозного в трагедии А. К. Толстого (1966), а перейдя в Художественный театр — Лебедева в «Иванове», Сорина в «Чайке». В ролях, сыгранных с особой деликатностью, какую у нас искони называли «чеховской», звучала тихая мука несбывшейся жизни, виноватость и смущенная любовь к людям. В его мхатовском репертуаре также роли Жуковского («Медная бабушка» Зорина, 1975), Галилея («Жизнь Галилея» Брехта, 1975), Лоншакова («Обратная связь» Гельмана, 1977), Кушака («Утиная охота» Вампилова, 1979), Отца («Отец и сын» Кафки, 1981). Вместе с А. А. Васильевым готовил в МХАТе короля Лира, но работа была прервана смертью. И. Соловьева Пресса Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 |