Марк Исаакович Прудкин
Народный артист СССР
(2.9.1898, Клин — 24.9.1994, Москва)
Народный артист СССР (1961).
С 1918 г. играл во Второй студии (Карл Моор в «Разбойниках», дон Луис в «Даме-невидимке») и вместе со всей студией вошел в труппу МХАТ в 1924 г. При возобновлении «Горя от ума» в 1925 г. Прудкин получил в одном из двух равноправных составов роль Чацкого. Был участником большинства спектаклей, ознаменовавших второе рождение театра: Шервинский («Дни Турбинных», 1926); Незеласов («Бронепоезд 14-69», 1927); прокурор Бреве («Воскресение», 1930); Кастальский («Страх», 1931).
Состоял в так называемой «пятерке», ставшей одним из руководящих органов МХАТ. Его и позднее не обходили ролями в постановках, претендовавших «выражать линию» (Гайдар во «Фронте», 1942; Крутилин, «Зеленая улица», 1948; Устинов, «Потерянный дом», 1951; Керенский, «Залп Авроры», 1952).
Прудкин был смолоду блестящ, легок, у него был ненасытный актерский аппетит. Роли, которые ему доставались (Вронский, «Анна Каренина», 1937; Дульчин, «Последняя жертва», 1944; Чацкий, «Горе от ума», 1938), не всегда соответствовали природе его дарования. Сравнительно мало было востребовано театром его комедийное мастерство (ввод на роль Фигаро не до конца компенсировал упущенное). Среди его лучших созданий (вслед за ролью Шервинского, где к тонам легкомыслия и веселой бесстыжести лгуна тончайше подплеталась искренность чувства и преданность дому Турбиных) — фат Мехти, жуир по принципу и по призванию («Глубокая разведка», 1943); жизнелюбивый циник Басов («Дачники», 1953); академик Кареев, достигший всего, чего хотел, тоскливо взлелеявший мстительные чувства к однажды отвергнувшей его женщине, боящийся вновь охватывающей его любви («Золотая карета», 1957); Федор Павлович Карамазов, сладострастно балующийся философскими вопросами, дразнящий, провоцирующий («Братья Карамазовы», 1960). Он был необходимым участником спектакля, в котором старые артисты «второго поколения» сошлись как бы прощально, в ностальгическом и полном грации ансамбле: Прудкин сыграл Хмелика в «Соло для часов с боем» (1973).
Долгий актерский путь делал Прудкина все более глубоким и проницательным, сближал его с исконной человечностью и потаенным морализмом русской сцены. Сострадательной мягкостью анализа, артистической деликатностью отмечены поздние роли артиста — Яков в «Последних» (1971), Шабельский в «Иванове» (1976), Светловидов в «Чеховских страницах» (1977), Друг в «Все кончено» (1979), князь Абрезков в «Живом трупе» (1982).
И. Соловьева
Народный артист СССР (1961).
С 1918 г. играл во Второй студии (Карл Моор в «Разбойниках», дон Луис в «Даме-невидимке») и вместе со всей студией вошел в труппу МХАТ в 1924 г. При возобновлении «Горя от ума» в 1925 г. Прудкин получил в одном из двух равноправных составов роль Чацкого. Был участником большинства спектаклей, ознаменовавших второе рождение театра: Шервинский («Дни Турбинных», 1926); Незеласов («Бронепоезд 14-69», 1927); прокурор Бреве («Воскресение», 1930); Кастальский («Страх», 1931).
Состоял в так называемой «пятерке», ставшей одним из руководящих органов МХАТ. Его и позднее не обходили ролями в постановках, претендовавших «выражать линию» (Гайдар во «Фронте», 1942; Крутилин, «Зеленая улица», 1948; Устинов, «Потерянный дом», 1951; Керенский, «Залп Авроры», 1952).
Прудкин был смолоду блестящ, легок, у него был ненасытный актерский аппетит. Роли, которые ему доставались (Вронский, «Анна Каренина», 1937; Дульчин, «Последняя жертва», 1944; Чацкий, «Горе от ума», 1938), не всегда соответствовали природе его дарования. Сравнительно мало было востребовано театром его комедийное мастерство (ввод на роль Фигаро не до конца компенсировал упущенное). Среди его лучших созданий (вслед за ролью Шервинского, где к тонам легкомыслия и веселой бесстыжести лгуна тончайше подплеталась искренность чувства и преданность дому Турбиных) — фат Мехти, жуир по принципу и по призванию («Глубокая разведка», 1943); жизнелюбивый циник Басов («Дачники», 1953); академик Кареев, достигший всего, чего хотел, тоскливо взлелеявший мстительные чувства к однажды отвергнувшей его женщине, боящийся вновь охватывающей его любви («Золотая карета», 1957); Федор Павлович Карамазов, сладострастно балующийся философскими вопросами, дразнящий, провоцирующий («Братья Карамазовы», 1960). Он был необходимым участником спектакля, в котором старые артисты «второго поколения» сошлись как бы прощально, в ностальгическом и полном грации ансамбле: Прудкин сыграл Хмелика в «Соло для часов с боем» (1973).
Долгий актерский путь делал Прудкина все более глубоким и проницательным, сближал его с исконной человечностью и потаенным морализмом русской сцены. Сострадательной мягкостью анализа, артистической деликатностью отмечены поздние роли артиста — Яков в «Последних» (1971), Шабельский в «Иванове» (1976), Светловидов в «Чеховских страницах» (1977), Друг в «Все кончено» (1979), князь Абрезков в «Живом трупе» (1982).
И. Соловьева
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Колея | Пришвин | Режиссёр Леонид Хейфец , Режиссёр-стажёр Ю. Соловьев, Александр Аркадин-Школьник | 30 июн 1987 |
| Чеховские страницы | Светловидов | Режиссёр Евгений Радомысленский | 18 мая 1977 |
| Иванов (1976) | Шабельский Матвей Семёнович | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Сергей Десницкий , (стажёр) Игорь Власов , | 26 дек 1976 |
| Соло для часов с боем | Хмелик | Руководитель постановки Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Анатолий Васильев , | 13 дек 1973 |
| На всякого мудреца довольно простоты (1973) | Крутицкий | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр Всеволод Шиловский , | 24 мая 1973 |
| Потусторонние встречи | Яльмар Шахт | Постановка и режиссура Олег Ефремов, Виктор Монюков | 12 дек 1971 |
| Последние | Яков | Руководитель постановки Олег Ефремов , Режиссёры-стажёры Владимир Салюк, Игорь Васильев | 27 июн 1971 |
| Обратный счёт | Мурхауз | Постановка и режиссура Иосиф Раевский , Режиссёр Владимир Захаров , | 29 дек 1970 |
| Егор Булычов и другие (1963) | Василий Достигаев | Режиссёры Борис Ливанов, Иван Тарханов | 28 дек 1963 |
| Братья Карамазовы (1960) | Фёдор Павлович Карамазов | Постановка и режиссура Борис Ливанов, Павел Марков, Василий Марков | 09 апр 1960 |
| Мария Стюарт | Джордж Тальбот | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр-ассистент Иван Тарханов , | 23 мар 1957 |
| Дачники (1953) | Басов | Руководитель постановки Михаил Кедров , Режиссёр Василий Орлов , Режиссёр-ассистент Николай Ковшов , | 05 фев 1953 |
| Анна Каренина (1937) | Граф Алексей Кириллович Вронский | Драматическая композиция Николай Волков , Режиссёр-постановщик Владимир Немирович-Данченко , Режиссёр Василий Сахновский , Режиссёр-ассистент Платон Лесли , | 21 апр 1937 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
Два Прудкина
-
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности
-
Телеверсия спектакля «Егор Булычов и другие» и рассказ Бориса Любимова о постановке
-
Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Последние» (запись
-
-
Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке
-
Константин Сергеевич и Владимир Иванович не могут сговориться
-
Телеверсия спектакля «Мария Стюарт» и рассказ Бориса Любимова об истории постановки
-
Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» (1974)
-
Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие»
-
Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись
-