Евгения Михайловна Раевская
(28.9.1854, Елец — 24.3.1932, Москва)
В замужестве Иерусалимская.
Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1925).
Одна из основательниц МХТ, вступившая в труппу при его создании (старше ее был только Артем, оба основателя театра были моложе). Участница спектаклей Общества искусства и литературы. Оставаясь в Художественном театре до конца жизни, сыграла 36 ролей. Первая исполнительница ролей: княжна Наталья (“Самоуправцы”), Анна Штрелик (“Счастье Греты”), Полина Андреевна (“Чайка”), Эвридика (“Антигона”), мамка царевича Димитрия (“Смерть Иоанна Грозного”), Войницкая (“Дядя Ваня”), г-жа Леман (“Одинокие”), г-жа Штокман (“Доктор Штокман”), Берта Сербю (“Дикая утка”), г-жа Руммель (“Столпы общества”), третья слепая старуха (“Слепые”), мать (“Там, внутри”), Анна Никифоровна (“Блудный сын”), княгиня Тугоуховская (“Горе от ума”), Копейкина (“Стены”), мамка (“Борис Годунов”), соседка Берленго (“Синяя птица”), г-жа Хохлакова (“Братья Карамазовы”), Эстер (“Miserere”), няня у Протасовых (“Живой труп”), Татьяна Андреевна (“Екатерина Ивановна”), Прасковья Ивановна Дроздова (“Николай Ставрогин”), генеральша, мать Ростанева (“Село Степанчиково”), жена Хлопова (“Ревизор”, 1921), бары¬ня (“Пугачевщина”). Играла также Волохову в “Царе Федоре Иоанновиче”, г-жу Крамер в “Микаэле Крамере”, няньку Анфису в “Трех сестрах”, мадам Широкову в “В мечтах”, Зинаиду Савишну в “Иванове”, Хлёстову в “Горе от ума”, Ислаеву в “Месяце в деревне”, Глафиру Климовну Глумову (“На всякого мудреца довольно простоты”), Надежду Львовну в “Бронепоезде 14-69”. В театре охотно использовали как примерную дисциплинированность, так и внешние данные актрисы, ее спокойную барственность (Раевская была из хорошего рода и генеральша по мужу).
И. Соловьёва
В замужестве Иерусалимская.
Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1925).
Одна из основательниц МХТ, вступившая в труппу при его создании (старше ее был только Артем, оба основателя театра были моложе). Участница спектаклей Общества искусства и литературы. Оставаясь в Художественном театре до конца жизни, сыграла 36 ролей. Первая исполнительница ролей: княжна Наталья (“Самоуправцы”), Анна Штрелик (“Счастье Греты”), Полина Андреевна (“Чайка”), Эвридика (“Антигона”), мамка царевича Димитрия (“Смерть Иоанна Грозного”), Войницкая (“Дядя Ваня”), г-жа Леман (“Одинокие”), г-жа Штокман (“Доктор Штокман”), Берта Сербю (“Дикая утка”), г-жа Руммель (“Столпы общества”), третья слепая старуха (“Слепые”), мать (“Там, внутри”), Анна Никифоровна (“Блудный сын”), княгиня Тугоуховская (“Горе от ума”), Копейкина (“Стены”), мамка (“Борис Годунов”), соседка Берленго (“Синяя птица”), г-жа Хохлакова (“Братья Карамазовы”), Эстер (“Miserere”), няня у Протасовых (“Живой труп”), Татьяна Андреевна (“Екатерина Ивановна”), Прасковья Ивановна Дроздова (“Николай Ставрогин”), генеральша, мать Ростанева (“Село Степанчиково”), жена Хлопова (“Ревизор”, 1921), бары¬ня (“Пугачевщина”). Играла также Волохову в “Царе Федоре Иоанновиче”, г-жу Крамер в “Микаэле Крамере”, няньку Анфису в “Трех сестрах”, мадам Широкову в “В мечтах”, Зинаиду Савишну в “Иванове”, Хлёстову в “Горе от ума”, Ислаеву в “Месяце в деревне”, Глафиру Климовну Глумову (“На всякого мудреца довольно простоты”), Надежду Львовну в “Бронепоезде 14-69”. В театре охотно использовали как примерную дисциплинированность, так и внешние данные актрисы, ее спокойную барственность (Раевская была из хорошего рода и генеральша по мужу).
И. Соловьёва
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Братья Карамазовы (1910) | актер | Режиссер Владимир Немирович-Данченко, Василий Лужский | 12 окт 1910 |
| Чайка (1898) | Полина Андреевна | Режиссёры Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко | 17 дек 1898 |