Николай Константинович Рерих | ||
Имена | (27.9.1874, Петербург — 13.12.1947, Кулу, Индия) Живописец, философ, театральный художник. Окончил Академию художеств по классу А. И. Куинджи (1897), юридический ф-т С. —Петербургского университета (1897). Участник выставок объединения “Мир искусства”. Первый спектакль, оформленный Рерихом, — “Три волхва” (Старинный театр, 1907). Участник “Русских сезонов” С. П. Дягилева в Париже, где в его оформлении шел “Половецкий акт” оперы А. Бородина “Князь Игорь” (1909) и балет И. Стравинского “Весна священная” (1913). Всего оформил около 30 спектаклей. В МХТ приглашен для оформления драмы Ибсена “Пер Гюнт” (1912) в режиссуре К. А. Марджанова. Приглашение Рериха пришлось на тот период, когда МХТ призвал на свою сцену художников “Мира искусства”, надеясь, что сила их живописи, чувство стиля помогут актерам. В “Пер Гюнте” Рерих блистательно продемонстрировал свой лапидарный декоративизм, силу цвета, могучее ощущение северной природы. Сменяющие друг друга монументальные пейзажи, эффектные группы актеров в стилизованных норвежских костюмах вызвали аплодисменты зрителей и суждения ряда критиков, что живопись Рериха полностью подчинила себе театр. Впрочем, художник не скрывал своих намерений и незадолго до премьеры в газете “Вечернее время” (1912, 17 сент.) признавался, что влечение к театру вызвано стремлением к монументальной живописи, ибо “кроме театра наши художники нигде не могут выявить себя на больших плоскостях”. Больше Рерих для оформления спектаклей Художественного театра не приглашался. А. Михайлова |