ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Пётр Фёдорович Шаров

Портретное фойе

(12.05.1886, Пермь — 18.04.1969, Рим)

Актёр, режиссёр.

Родился 12 мая 1886 года в Перми.
Учился в школе МХТ, работал в студии на Поварской у Вс. Мейерхольда.
В 1917-1919 годах — в труппе МХТ, после 1919 года жил за границей.
С 1919-1922 в составе Качаловской группы играл Горацио в «Гамлете», Смердякова в «Братьях Карамазовых», Бубнова в «На дне», Прохожего в «Вишневом саде», был помощником режиссера.
В 1923-1927 годах был артистом Пражской группы МХТ, играл Гаева в «Вишневом саде», Луку в «На дне», Серебрякова в «Дяде Ване», по-прежнему Смердякова — свою лучшую роль.
В 1927 году возглавил театр в Дюссельдорфе.
Превосходно знал иностранные языки, свободно владел немецким, итальянским, французским, выучил голландский. 
В 1927 году впервые поставил в Амстердаме «У врат царства» Гамсуна, с декорациями М. Добужинского.
В 1929 году переехал в Италию, где работал режиссером в разных театрах. В 1938 году в Риме создал театр «Элезио», в 1945 году основал Свободную академию театра.
В 1949 году возглавил Национальный театр Амстердама (Штадтшаубург). Первым его спектаклем был «Месяц в деревне» с известной в то время голландской актрисой Энк ван дёр Моер.
В Амстердаме Петр Федорович ставил в основном русскую классику.
Почти ежегодно игрались пьесы Чехова, Горького, Гоголя, Островского. Огромный успех имели «Три сестры», поставленные им трижды в сезонах 1949, 1954 и 1965 годов.
«В Голландии Шарова называли „нидерландский Станиславский“. С его приездом в Амстердам возникла новая театральная ситуация, которую старый голландский театр не знал, да и, по-видимому, не считал возможной. Понятие правды в искусстве, усвоенное Шаровым в Художественном театре, стало единственным критерием его режиссуры и важнейшим императивом человеческого духа. Режиссерское искусство Шарова сводилось к тому, чтобы обосновывать и мотивировать любое действие актера на сцене. Для театров Амстердама и Роттердама это было внове». (Виталий Вульф)
В Амстердаме Шаров создал свою школу, воплощая идею театра, как «идеальной семьи». Учеников он опекал и нежно любил. Семьи у него не было, человек он был одинокий, благороднейший и бескорыстный.
В 1967-м в Роттердаме Шаров выпустил «Дядю Ваню» в театре «Шаубург», спектакль шел более двух лет, что было невероятно для этой маленькой страны.
В годы работы в Голландии Шаров ставил в Гааге «Горе от ума», оперу «Евгений Онегин», в Амстердаме — «Женитьбу» Гоголя, «Иванова» Чехова «Село Степанчиково» по Достоевскому и много раз «Вишневый сад» с голландской актрисой Идой Вассерман.
29 мая 1968 года состоялась последняя премьера Шарова: в частном театре «Де Нурдер компани» он поставил вечер одноактных пьес Чехова: «Медведь», «Предложение» и «Юбилей».
Петр Шаров умер в Риме в 1969 году.
На могильной плите, установленной от имени Нидерландов, скульптор Мари Андриссен, изобразила последнюю сцену из «Трех сестер», надпись гласит: «Большое сердце артиста и режиссера Петра Федоровича Шарова перестало биться в Риме 18 апреля 1969 года. Он родился в г. Перми 12 мая 1886. Был награжден орденом Оранж Нассау голландской королевой Юлианой».

Виталий Вульф, «Театральный дождь», серия «Мир искусств»