Александр Исаевич Солженицын | ||
Имена | Размышляя об Александре Исаевиче Солженицыне, о его великой жизни и свершениях, всегда думаешь о предназначении. И теперь, когда его нет на земле, охватывая сердцем весь его исполинский путь, всю громаду его личности, непостижимую силу духа и самоотдачи в служении правде, когда можно преклонить колени перед его каждодневным ежечасным подвигом, очевидное присутствие Замысла его жизни поражает не менее, чем сама жизнь, чем свершение предназначенного. Думая о нем, понимаешь, он - избранник времени и пространства, рожденный с великим даром пророка-обличителя на земле, где «не по лжи» все запрещено, и нельзя ничего, кроме непрерывного совершения подвига. Избранник, узревший присутствие своей миссии, выживший в нечеловеческих условиях и выполнивший ее. Солженицын изменил ход нашей истории. Без его книг — сокрушительной правды «Архипелага», перехватывающего сердце «Ивана Денисовича», без боли, с которой не расстаешься, пребывая внутри его произведений, — Россия, страна и каждый человек в отдельности, шли бы по еще более искалеченному историческому и духовному пути, чем тот, по которому мы идем сейчас. Идем без покаяния и ответственности за содеянное. Но есть книги Солженицына. В них незаживающая рана правды, которую он открыл своим соотечественникам и всему миру. В них и утешение, потому что надежда на спасение — в правде. Ведомый ею, он шел напролом, как ледокол, раздирая глыбы лжи, и остановить его было невозможно. Как ни странно, идеально отлаженная машина уничтожения перед ним оказалась бессильна. А он навсегда, на весь мир выжег клеймом ей на лбу слово «ГУЛАГ», ставшее нарицательным. Советская система жаждала вырастить своих Толстых и Достоевских. Ничего на мертвом поле лжи не росло. Такой писатель появился сам — гениальный зэк из недр самой страшной правды — из лагерей и тюрем, непрошеный, не имеющий себе равных по силе обличительного таланта, и непобедимый. Говоря о Солженицыне, никогда не обходятся одним призванием: он писатель, художник, публицист, общественный деятель, историк, мыслитель… Великие люди не укладываются ни в какие, даже самые широкие рамки. Его уникальные труды соединяют в себе все эти ипостаси автора. Как Автор высший, проведя его по всей мыслимой и немыслимой шкале испытаний, соединил в одну судьбу все: войну, каторгу, смертельную болезнь, тяжкий подпольный труд, опасное затворничество, единоборство с системой, всемирную славу, известность, признание, отмеченное высшей литературной наградой, любовь и веру одних, ненависть и угрозу других, и снова изгнание и затворничество, и триумфальное возвращение. Возвращение, о котором мечтали, которым грезили без всякой надежды. Он приветствовал падение советской власти ясно и несомненно, но его возвращение было лишено иллюзий, свою страну он прекрасно знал. Солженицын возвращался не в утопию наступающей справедливости и порядка, а в Россию, он ехал, как врач к больному, чей долг лечить, помогать, вернуть бредящего в горячке в нормальное человеческое состояние. Про свою родную страну он все понимал, и его никто не провел лживой прогрессивностью, псевдо свободой и демократией. Могло ли сложиться иначе? На первый взгляд кажется — да, могло, ведь жизнь такое хрупкое, уязвимое чудо. Но Солженицына хранила судьба. Он уцелел в лагере и ссылке, победил рак, победил КГБ, ошеломив и поставив в тупик прямым и открытым сопротивлением, и они не решились уничтожить его, не погиб от рук каких-нибудь одержимых поиском врагов олухов. Благодаря травле писателя и пропаганде, разнуздывающей толпу, в стране не было ни одного, кто бы не знал про Солженицына, и кто относился бы к нему равнодушно. Но знали ли они, что он писатель? Он стал символом, вызывающим полярные чувства — для одних —свободы, чести и справедливости, для остальных — злейшей опасности советского человечества. Александр Исаевич о своем предназначении знал, в середине жизни ясно и полно ощутил и осознал присутствие своей миссии, и судьбе доверял. Он всю жизнь, не отступая, следовал строгому внутреннему кодексу чести, и он оставил нам напутствие — не как распознать замысел — это дело каждой судьбы, но как его исполнить. Очень простое: жить не по лжи. Пусть ложь кругом, но - не участвовать в ней лично, своими деяниями, словом, собственной жизнью. Никогда не кривить против правды своих убеждений. Сила правды такова, что этим путем, но только этим, все получится. Пример такой жизни мы знаем — это жизнь-подвиг Александра Солженицына. Елена Соловьева. Статья об А. И. Солженицыне из энциклопедии «МХАТ. 100 лет» Александр Исаевич Солженицын (р.11.12.1918, Кисловодск – 3.8.2008, Москва) Писатель, драматург, общественный деятель. Окончил Ростовский университет (физико-математический факультет). Ушел на фронт в 1941 г. В 1945 г. в звании капитана был арестован, до 1953 г. находился в лагерях общего и особого типов, до 1956 г. — отбывал поселение в Казахстане. В 1956 г. был реабилитирован, работал учителем в Рязани. В 1962 г. Твардовский опубликовал в “Новом мире” повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, открывшую новый период отечественной словесности после Сталина. В 60-е гг. в “самиздате” распространились два романа Солженицына “Раковый корпус” и “В круге первом”, ставшие поводом для литературных гонений на писателя. В 1969 г. Солженицын был исключен из Союза писателей СССР. В 1970 г. ему была при¬суждена Нобелевская премия. В 1974 г. он был депортирован из СССР и лишен гражданства. С октября 1976 г. жил в штате Вермонт, США. За эти годы в разных странах мира вышли книги “Архипелаг Гулаг”, “Бодался теленок с дубом” и многотомная эпопея “Красное колесо”. Перемены в России позволили Солженицыну вернуться на родину (май 1994), увидеть свои книги напечатанными, а пьесы — поставленными. В период между 1951 и 1960 г. Солженицыным написаны четыре пьесы: трилогия “Пир победителей”, “Пленники” и “Республика труда” (“Олень и шалашовка”) и пьеса “Свет, который в тебе” (“Свеча на ветру”). Вкусы его как драматурга и театрального зрителя формировались в 30-е гг. Идейно оппонируя советской драматургии, он нередко пользовался ее приемами, умело комбинируя их с традицией русской романтической драмы в стихах, популярной в ХIХ веке (наиболее ярким примером этого мог бы послужить “Пир победителей”, не случайно избранный для постановки в Малом театре). В Художественном театре О. Ефремов поставил пьесу Солженицына “Олень и шалашовка” в 1991 г. В премьерном составе были заняты: Родион Немов — Д. Брусникин, Люба Негневицкая — Ю. Рогачкова, Павел Гай — И. Волков, Граня Зыбина — Ю. Меньшова, Посошков — А. Алексеев. Художник спектакля — Петр Кириллов, работавший с Ефремовым еще во вре¬мена “Современника” (отметим, что Солженицын читал “Оленя и шалашовку” актерам “Современника” в начале 60-х гг., но тогда по цензурным условиям постановка не была осуществлена). В 1993 г. Ефремов капитально возобновил спектакль, в котором ведущие роли достались Б. Щербакову, Е. Майоровой, А. Жаркову, Н. Егоровой, М. Ефремову. А. Смелянский Пресса Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 Вечер имени Солженицына в МХТ, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 29.01.2019 Текст как герой: в МХТ почтили память Александра Солженицына, Николай Корнацкий, Известия, 12.12.2018 В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018 Столетие со дня рождения А. Солженицына отметили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2018 |