Ли Страсберг

Имена

(17.11.1901, Польша — 17.2.1982, Нью-Йорк)

Американский режиссер, педагог.

Привезен в Америку в возрасте семи лет, к пятнадцати годам он уже играл в скетчах в небольшом театрике на окраине Манхэттена. Под влиянием гастролей МХАТ в 1924 г. устраивается сначала помощником режиссера, а затем актером в Guild Theatre. Когда Болеславский начал преподавать в Chrystie Street Settlement, Страсберг стал одним из его самых энергичных последователей. С 1924 по 1931 г. он активно изучал идеи Станиславского, Мейерхольда и Копо в Американском лабораторном театре (American Laborаtory Theatre). В 1931 г. стал одним из основателей Group Theatre, созданного для поддержки и развития идей Станиславского. В 1934 г. Страсберг побывал в Москве, где посетил спектакли Театра им. Мейерхольда и “Принцессу Турандот” в Театре им. Вахтангова. В 1937 г. он поки¬нул Group Theatre, отчасти из-за разногласий со Стеллой Адлер, которая утверждала, что Страсберг неверно трактует концепцию эмоциональной памяти, предложенную Станиславским. В 1941 г. Group Theatre прекратил свое существование. 
В 1948 г. Страсберг начал преподавать в только что открытой Актерской студии (Actors’ Studio), а в 1951 г. стал ее художественным руководителем. К этому времени укрепился его авторитет как ведущего специалиста по “методу”, якобы основанному на системе Станиславского. “Метод” подталкивал актера к физиологической правде через отображение внешних признаков и был направлен на то, чтобы помочь исполнителям использовать свой “жизненный и эмоциональный опыт” в работе над ролью. Зачастую использование метода “подлинных переживаний” превращалось в мрачно-мистическую демонстрацию эгоцентризма и пустой манерности. В то же время “метод” повлиял на три поколения американских актеров и стал важным фактором в формировании современного “чисто американского” стиля актерской игры. Очень многие “звезды” американского кино занимались со Страсбергом — брали частные уроки или учились в Актерской студии. Среди них — Марлон Брандо, чье исполнение роли Стэнли в “Трамвае «Желание»” стало образцом актерской работы “по методу”. Среди его учеников — Монтгомери Клифт, Морин Стэплтон, Энн Бэнкрофт, Джулия Харрис, Джеральдин Пейдж, Шелли Винтерс, Пол Ньюмен, Джоан Вудворд, Ал Пачино, Дастин Хофман и Роберт Де Ниро. Страсберг также оказал влияние на таких режиссеров, как Фрэнк Корсаро, Артур Пенн, Алан Шнайдер и Хозе Кинтеро. Кинорежиссеры, учившиеся в Актерской студии, получили 17“Оскаров” за период с 1947 по 1983 г.
После того как в 1961 г. ему не дали возможности возглавить драматический театр на базе Lincoln Center в Нью-Йорке, Страсберг решил самостоятельно выпустить серию спектаклей, задуманных в Актерской студии. В 1965 г. он поставил противоречивую версию “Трех сестер”, где совершенно непоходящие для этого актеры “подавались” на уровне “звезд”.
В 1973 г. Ал Пачино убедил Страсберга дебютировать в кино в роли главаря банды во второй части “Крестного отца”, и за эту работу он был удостоен премии “Оскар”. За этим последовали такие картины, как “Прогулки на берегу”, “И справедливость для всех”, “Стильный вид”, “В поисках выхода” и телесериалы “Skokie” и “Ветры войны”, и во всех он играл старого еврея-иммигранта.
Автобиография Страсберга “Страстная мечта” вышла в свет в сильно сокращенном и отредактированном виде уже после смерти автора, в 1987 г.

Лоренс Сенелик