Аким Михайлович Тамиров | ||
Имена | (29.10.1899 — 17.9.1972, Палм-Спрингс, Калифорния) Актер. Был в труппе МХАТ с 1920 по 1924 г., участвовал вместе с театром в гастролях по США (в списке его ролей — Гибнер, “Ревизор”, 1921; ряд вводов — Федотик, “Три сестры”; Алешка, “На дне”; Яша, “Вишневый сад”; Кот, “Синяя птица”; Курчаев, “На всякого мудреца довольно простоты”; Калганов, “Братья Карамазовы”; Негр, “У жизни в лапах”; Фабрицио, “Хозяйка гостиницы”, и др.). После гастролей МХАТ в США остался там. Вошел в труппу ”Летучей мыши”, где встретил свою будущую жену Тамару Никулину (сценический псевдоним Тамары Шайны). Когда “Летучая мышь” отправилась в Европу, Тамиров вместе с Т. Дейкархановой открыл в Нью-Йорке “Академию грима”. Среди их учеников в Академии была Кэтрин Хепберн. В числе его работ на бродвейской сцене “Свет свечи” (Candle Light) и “Волшебная палочка” (Wonderbar) с Алом Джонсоном, а также “Верденское чудо” (A Miracle at Verdun) в Guild Theatre, где он играл вместе с Т. Никулиной. После появления звукового кино Тамиров перебрался в Голливуд, где стал известным характерным актером. За его плечами в первые же годы оказалось более 60 картин. Вероятно, он был тем самым актером, который жаловался Ильфу и Петрову, что ничего, кроме мексиканских эмигрантов, ему играть не дают (см. об этом в “Одноэтажной Америке”). Тамиров дважды, в 1936 и в 1943 г., выдвигался на премию “Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана. Среди его фильмов — “Королева Кристина” (1933), “История Луи Пастера” (1935), “Пять гробниц по пути в Каир” (1943) и “Анастасия” (1956), где ему впервые удалось сыграть русского. В 1958 г. Тамиров начал сниматься в фильмах Орсона Уэллса, в том числе в “Платите дьяволу”, затем в “Процессе” (по Кафке, 1962), в незавершенном “Дон Кихоте” (в роли Санчо Пансы, 1962) и в “Полуночных колоколах” (по Шекспиру, 1966). Последним фильмом, в котором он снимался, стала полупорнографическая картина “Венера в мехах” (1970). Лоренс Сенелик |