Имена | Актриса Екатерина Васильева: «Духовный отец не разрешил мне оставлять театр»Борис Бабанов, Новые известия, 5.09.2007 Яркая острохарактерная актриса Екатерина Васильева сегодня редкий гость на театральной площадке. А потому каждый спектакль с ее участием непременно событие. Пьеса Владимира Салюка «Сестры» (по дневникам жены Достоевского), премьера которой состоялась в Московском театре юного зрителя, из их числа. «Новым Известиям» Васильева рассказала, почему она вернулась на театральные подмостки. Много лет назад вы ушли из театра, а теперь вот опять вернулись. С чем это связано? Да, сегодня я продолжаю играть. Играю ради заработка, большая семья. Я играю по совету моего духовного отца священника Владимира Волгина, который не дал мне благословения на уход из театра. И он был прав, премьера спектакля «Сестры» прошла с большим успехом. Да, это хорошая вещь. И радостно, что деньги на постановку серьезной вещи дал один наш бизнесмен, и деньги немалые 25 тыс. долларов. Мы собираемся показать спектакль в разных городах России. И моя роль мне нравится. Сегодня много говорят о режиссерском театре, в жертву которому должен быть принесен театр актерский. Что вы об этом думаете? В условиях режиссерского театра актер оказывается целиком и полностью в руках режиссера, который и манипулирует им, как захочет, а актер оказывается к тому же еще и в роли палача. Как так? Да очень просто!.. Режиссер получает от драматурга текст, подминает его под себя, а актер приводит приговор в исполнение. И чем в данном случае талантливее оказывается режиссер, тем более искажается в угоду его идеям замысел. В актерском театре у исполнителя все же больше собственной воли выражения, он уже не просто кукла. С кем из режиссеров вам было интересно работать? Работала я со многими с Камой Гинкасом, с Львом Додиным, с Чхеидзе, с Олегом Ефремовым, разумеется, к которому ушла в свое время из «Современника» во МХАТ, когда он стал там главным режиссером, и проработала там 14 лет. Очень интересно было с Кшиштофом Занусси. В его постановке пьесы «Игры женщин». Когда я прочитала эту пьесу просто заверещала от восторга. Это была пьеса о двух богатых женщинах суперзвезде-актрисе и старухе-миллионерше, в основе которой глубоко христианская идея (Занусси, как вы, наверное, знаете, католик) о том, что богатство ничего не дает человеку, оно не приносит ему счастья. Вы работали и с другим знаменитым мастером Питером Штайном? О да, но это уже совсем другой разговор. Он когда-то видел меня в «Чайке» во МХАТе, где я играла Аркадину, но это ему никак не запомнилось. Потом он увидел меня в Афинах, где я играла у Юрия Любимова в «Электре», и вот он сообщает мне, что я непременно должна сыграть в его «Орестее» Клитемнестру, иначе он и вовсе откажется от постановки. Я согласилась и сама потом была не рада. Это было мучительно. Штайн откровенный атеист. Его религия театр. Он так и говорит: «Театр мой бог. А больше я ни во что не верю». Он - фанатик театра. И он видел, что я играю Клитемнестру, как бы лжеприсутствуя в некоторой степени в этом образе, и это доводило его буквально до истерики. Мы ссорились, ругались с ним до крови и, как только был выполнен контракт, больше никогда не встречались. «Я не хочу ее знать», сказал герр Штайн. Лицедейство вообще противно церкви, религии, но при этом драматургия пишется все же именно для сценического воплощения. Тот же глубочайший христианин Гоголь писал «Ревизора» и «Женитьбу» для сцены Да, в конце концов, все ведь в известном смысле игра и театр, и исполнение музыки, и написание картин, и сочинение книг. Как тут быть? Ну, раз уж мы заговорили с вами о Гоголе, то я скажу, что никакая из постановок «Мертвых душ» не передает смысла произведения, в том числе и знаменитая мхатовская версия с участием корифеев театра. Ведь каждый из героев этой поэмы суть воплощение одного из конкретных грехов, ну, нигде же этого нет. Никто из режиссеров так и не смог дать правильное решение «Мертвых душ» будь то на сцене или же в кино. Для меня же Гоголь это, прежде всего, его переписка. А его вера венец его творческой деятельности. И все, что он делал до последних лет своей жизни, уже не имело значения, потому что и слава, и достижения даются человеку лишь только для того, чтобы он мог от них отказаться. Чтобы он мог принести настоящую жертву. Так было и с Паскалем, и со святым Иоанном Дамаскиным? Но вы-то все же продолжаете играть на сцене Я много думала об этом? Да, церковь не одобряет этот вид деятельности. Более того, скажу: профессия актерская вещь очень страшная, потому что лицедейство это значит ложь. А отец лжи сатана. Так что же это тогда дар Божий или дар искаженный?.. Мой духовник говорит, что изначально профессия актера это дар проповеди, то есть дар воздействия на души и на общество в целом. И вот если относиться так, то не совершается греха против церкви. Но тут ведь надо еще, чтобы и зритель-то слушал текст, вникал в суть образа, обращал свое внимание на главное, а не на таланты актера, не уровень игры обсуждал, это все и так понятно. И меня духовник благословляет играть лишь в том случае, если вещь серьезная, если драматургия не поверхностная. А вот если что-то смущает, то не надо играть. Я, скажем, чеховскую Мерчуткину сегодня играть просто не могу. Мне роль Анны Сниткиной, жены Достоевского в новой пьесе «Сестры», роль сугубо драматическую, если не трагическую, легче играть теперь, чем, скажем, когда-то легко сыгранный образ из пьесы «С любимыми не расставайтесь». В финале пьесы «Сестры» слова вашей героини: «Я счастлива! Я благодарна Богу за все!» кажутся в полной мере словами истинной христианки? Да, вы правы. Об этом, собственно, и весь спектакль. Ваш сын, Дмитрий Рощин, священник, и, наверное, тут не обошлось без вашего влияния? Почему он, как и вы когда-то, выпускник ВГИКа, не пошел в кино? Тем более есть пример отец Иоанн Охлобыстин. Он и батюшка, и в кино играет. Ему разрешило это церковное начальство, потому что у отца Иоанна большая семья. У вашего сына тоже пятеро детей. Он с детства много думал о религии, и его вначале дьяконство, а вот теперь и священство абсолютно личный выбор. В вашем роду был знаменитый советский педагог Антон Макаренко. Как вы относитесь к его системе воспитания, что в ней было верного, а что плохого, быть может? Макаренко был родным дядей моей мамы. Он, как вы знаете, создал свою педагогическую систему, систему воспитания, и я знала многих его воспитанников-«коммунаров». Все они люди, которых Макаренко спас в буквальном смысле из трущоб, из ям, труб страшных, где они жили, будучи беспризорниками. Верили в то, что будут служить общечеловеческим ценностям. Многие стали видными, заслуженными людьми, а в Кременчуге и сегодня действует музей Макаренко. И я многое о своем роде узнала именно благодаря труду сотрудников этого музея. Увы, Макаренко пришлось работать в условиях, когда общество, как мы знаем, жило по законам, которые в известном смысле и стали причиной его довольного скорого ухода из жизни. Произошло столкновение его идей с реальностью того времени. Вашим непосредственным учителем во ВГИКе был знаменитый артист Василий Белокуров. Не стоит говорить «учителем». Нет, он был педагогом, были и другие педагоги. В частности, Михаил Ромм, который и сам, между прочим, говорил, что учит нас технике, учит профессии. Но сказать «учитель», слишком будет громко. Да и мы все были тогда, как известно, «гениями». Я помню, какой успех имела дипломная работа Сергея Соловьева спектакль «Луна для пасынков судьбы» Юджина О`Нила. Похвалил сам Сергей Герасимов? Ну, а потом уже была работа в театре, в театрах, точнее сказать? А сегодня я даже и не хожу туда как зритель, только сама играю в антрепризе. СПРАВКА Народная артистка России Екатерина ВАСИЛЬЕВА родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье известного поэта Сергея Васильева. В 1962 году поступила во ВГИК. Первым мужем стал сокурсник, а ныне знаменитый режиссер Сергей Соловьев. После окончания института в 1967 году принята в Театр имени М. Н. Ермоловой. В 1970 году перешла в театр «Современник». С 1973 года актриса МХАТ им. М. Горького (после раздела А. П. Чехова). Снялась в фильмах «На завтрашней улице» (1965), «Солдат и царица»(1968), «Адам и Хева» (1969), «Бумбараш» (1971), «Вас вызывает Таймыр» (1970), «Эта веселая планета» (1973), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Соломенная шляпка» (1975), «Не болит голова у дятла» (1975), «Ключ без права передачи» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Экипаж» (1979), «Вам и не снилось!» (1980), «Чародеи» (1982), «Визит дамы» (1989). В 1993 году решила оставить и сцену, и кино, поступив казначеем в один из московских храмов. В 1997 году вернулась в кинематограф, сыграв в телесериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Играла в фильмах «Кто, если не мы» (1998), «Приходи на меня посмотреть» (2000), «Анна Каренина» (2005). Пресса Актриса Екатерина Васильева: «Духовный отец не разрешил мне оставлять театр», Борис Бабанов, Новые известия, 5.09.2007 Екатерина Васильева: Я - мать священника, Оксана Нараленкова, Российская газета, 18.05.2007 |