Борис Ильич Вершилов

Имена

(6.4.1893 — 26.12.1957)

Режиссер, педагог.

Ученик Е. Б. Вахтангова, Вершилов еще в 1919 г. перешел из его студии (будущая Третья студия МХАТ) во Вторую студию. Вместе с И. Я. Судаковым он начинал здесь свою режиссерскую деятельность. Первый его опыт — постановка «Разбойников» Ф. Шиллера в стихотворном переводе П. Г. Антокольского, — несмотря на участие талантливых молодых актеров, был единодушно признан неудачным. Формалистическая надуманность постановки бросалась в глаза рецензентам. «Полуудачей» называет в своих воспоминаниях В. А. Вербицкий и «Даму-невидимку» Кальдерона в постановке Вершилова, отмечая только превосходное исполнение роли шута Косме А. М. Азариным.

В 1924 г., по возвращении МХАТ из Америки, Вершилов со всем коллективом Второй студии переходит в Художественный театр, где остается до 1930 г. (снова работал тут в 1944-1949 гг.). Под руководством К. С. Станиславского он вместе с Е. С. Телешевой режиссирует «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» Бомарше и вместе с нею же, под руководством Вл. И. Немировича-Данченко — «Рекламу» М. Уоткинс, «американскую комедию нравов», в которой главную роль блистательно играла О. Н. Андровская. Одновременно участвует в постановке «Бориса Годунова» в Оперном театре им. Станиславского. По инициативе Вершилова в МХА'Г возникла идея превращения романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» в спектакль «Дни Турбиных». В «Записках покойника» («Театральный роман») Булгакова он - режиссер Независимого театра Ксаверий Борисыч Ильчин ("И знаете ли, какая мысль пришла мне в голову, — зашептал Ильчин, от таинственности прищуривая левый глаз, — из этого романа вам нужно сделать пьесу! «Перст судьбы!» — подумал я и сказал: «Вы знаете, я уже начал ее писать»). Далее Ильчин становится первым спутником и проводником автора «Записок покойника» в Независимом театре.

Педагогическая работа Вершилова началась с 1932 г. С 1945 г. до конца жизни он преподавал мастерство актера в Школе-студии. Со студийцами первого набора он поставил комедию И. А. Крылова «Модная лавка». Любимым его детищем был выпуск 1956 г. На этом курсе учились Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили. Михаил Козаков, Виктор Сергачев. Татьяна Доронина вспоминает в связи с 50-летием Школы-студии: «Главным моим учителем в Студии был Борис Ильич Вершилов. Он учил меня все четыре года, и я благодарна судьбе, что именно он меня учил — такой строгий, такой неулыбчивый, такой честный и такой любимый. Он редко бывал доволен, редко хвалил, не старался завоевать нашу привязанность, не искал популярности. Он учил нас быть прежде всего людьми, а потом уже актерами».

В. Виленкин